Почка 2.0, апдейт 4

Постоянные читатели блога знают, что в прошлом году мне провели пересадку почки (по ссылке большой рассказ об этом с, возможно, излишним количеством деталей), и с тех пор я периодически рассказываю о пост-операционном процессе. Это я раньше мог подумать “давайте уже сделаем пересадку и закроем вопрос”, а сейчас я гораздо лучше понимаю, что вопрос остается открытым, просто это уже немного другой вопрос.
11 февраля исполнилось 4 месяца со дня операции. В целом можно сказать, что все хорошо, хотя прием иммунодепрессантов и других лекарств не может пройти бесследно. Из ощутимых последствий — размытость зрения, что очень характерно для стероида “преднизон“. Причем это не постоянное ощущение, а периодически накатывающее: я утром, например, могу хорошо видеть, а может быть такое, что приходится напрягаться, чтобы сфокусироваться. То же самое может происходить и вечером. Особенно обидно это ощущать после коррекции зрения, когда долго радовался приобретенной остроте зрения, но это тот случай, когда лучше уж с почкой. В худшем случае, если это будет продолжаться, можно и очки опять завести.

Но есть и смешной эффект, я уж не знаю, от лекарств это или от того, что теперь в организме есть нормально работающая почка. У меня стала медленнее расти щетина на лице, и она стала мягче, чем раньше. Это особенно забавно, что я в свое время читал описания к лекарствам, и там рассказывали про то, что одни лекарства могут вызывать выпадение волос, а другие — увеличение растительности на лице и по телу. Я примерно вот так себе это представлял:

Помните, я рассказывал, что медсестра (да и врач) называли меня скучным пациентом? Так вот, я не такой уж и скучный. Хорошие новости — вдвое снизили дозировку микофеноловой кислоты (один из основных иммунодепрессантов), теперь общее количество таблеток, которые надо пить по утрам, умещается в одну горсть. Правда, уменьшили количество таблеток не потому, что я такой молодец, а потому что существенно снизился уровень лейкоцитов в крови (характерное побочное действие этого лекарства). Если в декабре уровень лейкоцитов был 5.0 (при норме в пределах 4-10.5), то в начале января он упал до 2.1, а потом еще снизился до 1.9. А снижение лейкоцитов, в свою очередь, увеличивает риск подхватить какую-то инфекцию, поэтому врачи посоветовали усилить режим осторожности, и, в частности, опять начать избегать скоплений людей, а также сырых овощей и фруктов. Последний анализ крови я делал две недели назад, и там лейкоциты поднялись уже до 3.2, так что не все так плохо. Правда, вокруг бушует эпидемия гриппа, и поэтому выходить в люди еще более страшно.
Кроме этого, я прекратил принимать препарат “валганцикловир” — это совпало со снижением уровня лейкоцитов, но вообще врач сказал, что уже пора. Он в основном используется для подавления цитомегаловируса (из семейства герпесовирусов), который присутствует у многих людей, но в ситуации типа моей, когда происходит искусственное подавление иммунной системы, этот вирус имеет свойство активироваться и наносить удары по слабым местам. Пока что анализы показывают, что вирус себя не проявил, хотя я все время напряженный, прислушиваясь к ощущениям и самочувствию. Мне в начале января даже сделали прививку от гриппа (хотя, как сказала медсестра, эффективность её все равно 10%), так вот, примерно недели через 3 после прививки на меня, похоже, накатил её эффект — я чувствовал себя достаточно паршиво, хотелось спать, ломило кости и вообще ощущалось, что как-то мне не очень хорошо. Я немного напрягся, решив, что это полез наружу этот самый цитомегаловирус, но, к счастью, все прошло само через 2 дня, поэтому я решил, что это все-таки была прививка.
Еще начались боли в районе шва от второй операции (собственно, через это отверстие и инсталлировали почку). Врач сказал, что это нормально, так как это боль рубцовой ткани, там, где сшиты мышцы и еще разрезаны нервные окончания. Плюс то, что я активно пытаюсь заниматься какой-то полуспортивной активностью, добавляет напряжения мышцам, и это усиливает болезненные ощущения. Но лучше уж пусть побаливает, зато я наконец-то чувствую себя нормальным человеком, имея возможность выдерживать физические нагрузки. Кстати, об активности — вот так уже 11 недель! Apple Watch и его “колесики” активности очень стимулируют их заполнять.

Жаль, погода пока не позволяет эксплуатировать велосипед: то дождь, то холодно, а с пониженным иммунитетом не хочется переохлаждать организм. Так что эллипсоид в подвале, в комбинации с The West Wing, стал моим лучшим другом. Тем более, что в спортзал, наверно, тоже пока лучше не ходить, хотя врач и разрешил — лучше я подожду еще месяц и посмотрю на результаты анализов. Я даже подумывал купить в подвал лавочку, штангу и набор гантелей, но я и так работаю из дома, поэтому надо же хотя бы иногда выбираться в люди. Посмотрим, как там будет со спортзалом.
Не могу нарадоваться на график с артериальным давлением — вот так выглядит график по неделям:

Но график по месяцам выглядит еще круче:

С учетом того, что все это без таблеток для снижения давления — очень нравится. Правда, это давление все-таки низковато для меня, и в глазах иногда темнеет, если резко встать с кровати или какое-то время постоять, согнувшись. Медсестра настаивает на том, чтобы я ел больше соли, но мне и так кажется, что уровень потребления соли у меня достаточный, а пересаливать еду тоже не хочется. Кстати, о еде — есть забавные изменения. Поскольку мне пока нельзя сырые овощи и фрукты (но я иногда яблоко все-таки позволяю себе съесть), я перешел на запеченные овощи: зеленая стручковая фасоль, стручковый горох, сладкий перец (то, что в бСССР называли “болгарский перец”), брокколи, лук, цуккини, тыква. Что в этом забавного? Я до всех моих медицинских пертурбаций в прошлом году этого практически никогда не ел и сам добровольно не готовил – мне это все просто не нравилось. А теперь все поменялось, и я с удовольствием сам это все в духовке запекаю и поглощаю огромными объемами.
А еще внезапно у меня проснулся интерес к острым соусам. Раньше я мог просто немного молотого перца подсыпать в еду, и этим удовлетвориться. Но примерно месяц назад я вдруг почувствовал необходимость есть что-то острое, и бутылочка Tabasco, которая до этого за не помню сколько (может быть, год или даже два) уменьшилась на треть, закончилась буквально за 4 недели. Поэтому я решил немножко приподнять градус, и сразу перешел на El Yucateco Red Chile Habanero:

Только потом я почитал, что он примерно в 8 раз острее обычного Tabasco (по шкале Сковилла) — примерно 5800, но это оказалось не критично, потому что соус очень вкусный и даже не сильно острый. Думаю, когда я закончу эту бутылочку, надо будет купить что-то еще острее. Забавно то, что мой брат тоже любил острую еду, но как раз примерно после того, как пожертвовал мне свою почку, перестал есть острое и увлекаться острыми соусами. Видимо, врачи выбрали как раз ту почку, которая отвечала за любовь к острой еде, и теперь я за нас двоих отдуваюсь. Зато острая еда улучшает метаболизм, и можно меньше переживать про набор веса, который пока что стабилизировался в районе 77-78кг, что при росте в 184 см почти нормально, но пара килограмм еще не помешает. Надеюсь, острый соус сможет как-то нивелировать мою новопроснувшуюся страсть к орехам, которых я за неделю успеваю слопать в два раза больше разумной нормы.
Есть и апдейт по стоимости всей этой эпопеи к тому, что я писал тут. Я не буду вдаваться в детализацию, просто расскажу про конечный результат:
1. Анализы перед первой операцией, обе операции, диализ между операциями и пребывание в больнице во время этих операций (которое включает палату, еду, лекарства, врачей и тд)
– выставлены счета на сумму 383 391 долл 35 центов
– страховая оплатила 158 569 долл 11 центов
– я заплатил 1579 долл 46 центов
(тут, конечно, счет раздула компания по диализу, выставившая счета на 164 тыс долл, и получившая в итоге от страховой 16 тыс). Так сумма была бы менее впечатляющей.
2. Послеоперационные анализы и визиты к врачу до конца 2017 года:
– выставлены счета на сумму 31 100 долл 64 цента
– страховая оплатила 17 720 долл 8 центов
– я заплатил 0 долларов 0 центов
(потому что и франшиза, и максимальная сумма “из кармана” в рамках страховки в 2017 году на тот момент уже были достигнуты)
3. Визиты к врачу и анализы в этом году (в январе):
– выставлены счета на сумму 8 537 долл 97 центов
– страховая оплатила 1 123 долл 27 центов
– я заплатил 2 808 долл 91 цент.
Важное уточнение про «выставлены счета» и «страховая оплатила». Это означает, что страховая провела переговоры с выставившим счёт учреждением и согласовала снижение цены. В этом году за таблетки я заплатил примерно 10 долларов, а поскольку франшиза на этот год уже вычерпана, то максимум, что мне придется теперь платить — это 10% от стоимости, пока не будет достигнут лимит суммы “maximum out of the pocket”. После этого доплата опять будет равняться нулю. Мне очень повезло со страховкой, очень.
Если не считать лейкоцитов, то все остальные показатели находятся либо в пределах нормы, либо же где-то в районе нижней границы (в частности, гемоглобин). Мне сложно сказать, чувствую ли я себя как нормальный здоровый человек, так как я уже и не помню, когда я был нормальным здоровым человеком, но я однозначно чувствую себя гораздо, гораздо лучше, чем до пересадки почки (а иначе какой смысл вообще?). Я следую принципу, что то, что было в прошлом — остается в прошлом, и нужно смотреть вперед и думать о будущем, но нет-нет, да и накатит что-то из прошлогодних переживаний. Мощный год получился, ничего не скажешь, если так подумать — я иногда удивляюсь тому, насколько с оптимизмом я все это перенес. Похоже, оптимизм действительно помогает, чаще применяйте его.