"Лопата" — это новая норма

Тема со все растущими экранами смартфонов интересна — не то, чтобы есть особая потребность в этом росте, но производители, как будто сговорившись или соревнуясь друг с другом, выпускают смартфоны со все большей и большей диагональю экрана. Как будто им нужно чем-то выделяться друг перед другом, и размер экрана — это как раз тот параметр, который легко нарастить. Engadget делает хороший исторический экскурс и рассказывает, как это все происходило.
Перевод Алексея Филонова, за что ему большое спасибо (плюс небольшие правки от меня).
————–
ever-expandingsmartphonescreen-crop-2
Когда-то любой смартфон с экраном крупнее 3 дюймов по диагонали считался большим – и ведь они и были большими для той аудитории, которая еще не отошла от “раскладушек” и КПК. Но промотайте время на несколько лет вперед и вы попадете в период, когда никто даже не рассматривает устройство с экраном диагональю менее 4 дюймов, а казавшиеся когда-то сумасшедшими 5-дюймовые дисплеи быстро становятся стандартом для топовых карманных устройств. Ясно, что многим из нас нравится, когда наши телефоны огромны, вспомните первые “кирпичи” Motorola. Но когда 6,1-дюймовый Ascend Mate становится реальностью, а Mobile World Congress и последующие мероприятия могут еще больше увеличить пределы размеров экрана, начинаешь задумываться о том, что упор на постоянно увеличивающиеся экраны мог зайти настолько далеко. Не слишком ли сильно мы просили больше стекла? Или, может быть, мы наблюдаем уход от смартфонов в классическом их понимании? Оба утверждения по-своему верны. Ниже мы постараемся разобраться в том, как со временем росли смартфоны, и как мы научились любить (или мириться) с их габаритами.

ДО 2007 ГОДА: “ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ”
blackberry-6210
Не каждый вспомнит, что основная часть разработки смартфонов до 2007 года была направлена на уменьшение телефонов, а не на их увеличение. Желание уменьшить корпус иногда затрагивало и экран, что не приводило, однако, к возражениям со стороны покупателей, которым тогда зачастую достаточно было просто получить смартфон. Экраны BlackBerry уменьшились по диагонали с 3-дюймов в 5810 до 2,6 дюйма в устройствах линейки 6200, но продажи заметно не сократились. Были и исключения наподобие 3,7-дюймового HTC Universal. Раз уж даже у TyTN был экран с диагональю 2,8 дюйма, можно смело утверждать, что размер экрана не имел такого большого значения, как сейчас.
В какой-то мере это было обусловлено технологически. Более крупные экраны были дороже в производстве, чем сейчас, и они требовали таких батарей, которых тогда просто не было для телефонов. Более того, резистивные экраны того времени вовсе не делали сенсорный ввод конкурентным преимуществом – каждый, кому случалось по несколько раз тыкать в неотзывчивый экран, знает, о чем идет речь. Добавьте сюда интерфейсы, которые были в большинстве своем не оптимизированы к управлению пальцем, и вовсе не удивительно, что производители телефонов иногда решали, что проще совместить экран меньшего размера с джойстиком, клавиатурой или и тем, и другим. Это был расцвет BlackBerry, N-серии Nokia и Palm Treo, когда многие из нас только привыкали к электронной почте на телефоне.
2007-2009: IPHONE И РАННИЙ ANDROID
droid-and-iphone
Вне зависимости от вашего платформоисповедания, сложно переоценить значение анонса iPhone в январе 2007 года в плане изменения ожиданий от экрана смартфона. Не обращайте внимания на тот факт, что Стив Джобс (Steve Jobs) описывал 3,5-дюймовый LCD-экран устройства эпитетом “гигантский” — уже спустя несколько лет он будет выглядеть старомодным; поддержка в iPhone емкостного мультитач-сенсора и более интуитивного пользовательского интерфейса оправдывали замену аппаратных кнопок на более крупный экран. Apple также делала акцент на полноценном интернет-браузинге и продвинутом воспроизведении медиа-файлов, и обе эти задачи только выигрывали от большего экрана.
В 2007 году какая-то мгновенная реакция на это событие отсутствовала, разве что потому, что у большинства конкурентов в разработке уже находились какие-то устройства. HTC Touch был ограничен 2,8 дюймами по диагонали, а Palm – и того меньше, экран Centro был с диагональю 2,2 дюйма. В 2008 и 2009 годах, однако, началась ранняя гонка больших экранов, так как компании стремились выкатить собственные сенсорные телефоны. И BlackBerry Storm, и T-Mobile G1 обладали 3,2-дюймовыми экранами. Nokia сменила классическую 2,8-дюймовую N96 на 3,5-дюймовую N97 с фокусом на сенсорном управлении. Другие производители даже делали ставку выживания собственного бренда на большие экраны, запуская переработку своих операционных систем с фокусом на по-настоящему нативные сенсорные интерфейсы. Motorola отказалась от своей похожей на BlackBerry линейки Q9 на Windows Mobile ради 3,7-дюймового Droid, а Palm Pre перескочила на 3,1 дюйма после многих лет с 2,5-дюймовым Treo. HTC к концу этого периода расширила рамки своим 4,3-дюймовым HD2 – устройством, которое в 2009 году выглядел как выскочка-переросток, но это задало тон последующего, 2010 года. Можно смело утверждать, что каждый производитель смартфонов сделал все возможное, чтобы вступить в новое десятилетие с 3-дюймовой или более крупной моделью.
2010: ANDROID-ВЗРЫВ РАЗМЕРОВ ЭКРАНОВ
dell-streak-review-620
Android начала набирать популярность с выходом Motorola Droid, а программная поддержка сенсорного управления и разнообразных разрешений открыли двери для компаний, стремящихся переплюнуть друг друга более крупными экранами своих новых устройств. HTC противопоставила Motorola 3,7-дюймовый Desire, Nexus One и Droid Incredible в начале 2010 года, и увеличила диагональ экрана до 4,3 дюйма, выпустив в октябре того же года Desire HD. Motorola не уступала в борьбе, выпустив 4,3-дюймовый Droid X. Samsung в то время не был так агрессивен, как остальные, но вне всяких сомнений 4-дюймовый Galaxy S послужил де-факто стандартом для всей индустрии, пусть даже и всего лишь благодаря своей вездесущности. Когда он стал доступен практически у любого сотового оператора и был тепло принят за свой огромный красочный дисплей и высокую производительность, все указывало на то, что каждый покупатель, по меньшей мере, рассматривал Galaxy S как вариант, если только не был 100% сфокусирован на другом устройстве. Samsung смог продать к началу 2011 года 10 миллионов единиц своего флагманского смартфона, доказав, что 4-дюймовые и более крупные аппараты могут быть популярны.
У нас даже появилась возможность представить, как будут выглядеть смартфоны два года спустя, хотя поначалу мы и не осознавали этого. 4,8-дюймовый прототип LG GW990 с Intel-процессором получил описание “мобильное интернет-устройство”, потому что был сильно крупнее своих современников; едва ли можно было поверить, что так будет выглядеть смартфон, даже не смотря на наличие в устройстве сотовых компонентов. Несмотря на наспех сваянный дизайн, это устройство послужило неофициальным образцом того, как в будущем должны выглядеть смартфоны, так как оно явно демонстрировало, как от более крупного дисплея выигрывают веб и видео. А кто может забыть 5-дюймовый Dell Streak? Хотя толстая рамка, сотовый модуль не во всех моделях линейки и нелепый упор на планшето-подобное ПО не дали Streak свести мир с ума, он оказался определенно пророческим устройством. Предполагалось, что телефоны постепенно превратятся в больше-экранные устройства для работы с данными, которые к тому же могут использоваться для приема звонков. Пусть мы и передразнивали тех, кто настаивал, что комбайн от Dell — это карманное устройство, они определенно предвидели то, что будут так ценить производители сотовых телефонов.
Не все дизайнеры, однако, запрыгнули в этот экспресс. Apple, Nokia, Palm и RIM сохранили курс 2010 года. Но такой консерватизм не воспринимался как недостаток в то время. У Apple не не было проблем с продажей iPhone 4 с ультра-четким 3,5-дюймовым экраном, и они могли оправдать такой выбор: Джобс известен как человек, который настаивал на том, что телефоны должны быть удобны для пользования одной рукой, а совместимость ПО обеспечивалась сохранением размеров и соотношения сторон экрана. При исчезающе малой рыночной доле Palm со-товарищи имели кучу проблем и помимо увеличения габаритов, даже если не пользующиеся особой популярностью устройства типа Pre 3 и обозначили намерение догнать конкурентов. Тем не менее разработки того года подготовили благодатную почву для дебатов на тему размеров экранов. На рынке было уже немало устройств, для работы с которыми требовалось две руки, а тенденции к замедлению роста размеров все не было видно.
2011: РАСЦВЕТ ЭРЫ ГРОМАДНЫХ СМАРТФОНОВ
samsung-galaxy-note-review-angle
И вот трубу прорвало. С наступлением 2011 года 4,3-дюймовые аппараты планировались к выходу у большинства крупных производителей, включая Samsung и их знаковый Galaxy S II. Но конца им не было видно: мы наблюдали как 4,5-дюймовый Samsung Infuse 4G затмил 4,65-дюймовый Galaxy Nexus, а HTC выкатила на рынок 4,7-дюймовые устройства Sensation XL и Titan. Гонка за еще более крупным размером экрана иногда была обусловлена потребностью в установке более крупной батареи из-за экстремального энергопотребления ранней реализации LTE, как и профессиональное стремление превзойти других – просто поговорите с любым владельцем HTC Thunderbolt – но это привело к тому, что телефоны, выглядевшие необъятными всего год назад, стали выглядеть вполне скромными.
И все это даже не затрагивает оригинального Samsung Galaxy Note. Его 5,3-дюймовый экран и стилус были настолько далеки от смартфонных традиций, что он привел к популяризации нового термин – нравится вам или нет, слово “phablet” (phone + tablet) начало становиться популярным именно после выхода Note в октябре 2011. Он безусловно был слишком велик для комфортной работы одной рукой, как и Streak, но более быстрое “железо”, более качественный экран и грамотно оптимизированное ПО удержали его от превращения в нишевое устройство. Note ожидала судьба одного из наиболее продаваемых смартфонов Samsung того периода, и он в итоге породил множество клонов.
Но у этой ошеломительной гонки за самым большим экраном были и исключения (добровольные или нет), и они все больше выделялись на фоне остальных. В то время как Apple не испытывала недостатка покупателей своего iPhone 4S, разница между 3,5-дюймовым LCD-экраном iPhone и экранами конкурентов становилась все более очевидна для тех, кому хотелось максимально большого экранного пространства. В случае линейки BlackBerry эта разница была еще более очевидна, когда 3,2 дюйма все еще оставались максимумом. В то же время Nokia спасло молниеносный переход на Windows Phone, когда временный откат с 4-дюймовых Symbian-аппаратов до 3,7-дюймовой Lumia 800 сопровождался переходом на более сложную платформу, вполне возможно, спас компанию. Какие бы аргументы в пользу большего размера экрана ни приводились, точка отсчета для массовых размеров менялась.
2012: ОГРОМНОЕ СТАЛО НОРМОЙ
dsc02849-1353052941
К 2012 году даже те, кто не спешил приветствовать огромные экраны, стали их производить. Nokia доказала, что она может расти с помощью 4,3-дюймовой Lumia 900, а позднее и 4,5-дюймовой Lumia 920. Apple также ответила на давний вызов 4-дюймовым экраном iPhone 5 – достаточно скромное увеличениее, но признание, что с момента выхода iPhone рынок изменился. Консервативный рост диагонали вновь оправдывался подходом Apple, что телефон должен быть удобен для пользования одной рукой.
Повсеместно, размеры экранов не столько выросли, сколько повзрослели. Дисплеи, кажущиеся когда-то огромными, теперь появлялись в довольно обычных аппаратах. Помните, как 4,8-дюймовый экран GW990 казался невозможно огромным в 2010 году? К 2012 Samsung Galaxy S III сделал такой размер нормой. Многие другие, в большинстве своем Android-смартфоны, такие как HTC One X, LG Optimus G и Sony Xperia T, также подтягивались с диагоналями 4,6-4,7 дюйма. 4,3-дюймовые дисплеи, которыми мы восхищались в 2010 году, стали прерогативой устройств среднего класса, вроде HTC One S и Motorola Droid RAZR M. К счастью, многие компании, использующие большие экраны, все больше стали осознавать ограничения дизайна. Большой экран должен был хорошо работать, а не просто служить мерилом хвастовства. Motorola и Samsung выпустили соответственно Droid RAZR HD и Galaxy S III, делая упор на том, как эффективно они использовали экранное пространство, лишь на немного, если вообще, увеличив габариты аппаратов-предшественников.
Категория экстра-больших устройств следовала похожей тенденции. LG не сильно преуспела в соперничестве с Galaxy Note со своим 5-дюймовым Optimus Vu, но 5,5-дюймовый Samsung Galaxy Note II оказался еще “умнее”. Хоть он и был дороже своего предшественника, Note II оказалось проще держать, его стилус оказался удобнее и в нем были настройки, позволяющие упростить выполнение некоторых задач одной рукой. Иногда улучшенная эргономика нового дизайна оказывалась основной продающей характеристикой, как и в случае с Pantech Vega R3 – одноручное использование оказалось новизной там, где оно когда-то было стандартом.
К концу года наметилась тенденция, которая продолжилась в 2013 году: 5-дюймовые FullHD-смартфоны. HTC Droid DNA оправдывал огромный экран не при помощи стилусов или прочих трюков, а только с помощью разрешения экрана. Сложно отрицать внешнюю привлекательность телефона, на экране которого столько же пикселей, сколько и на экране 55-дюймового телевизора, даже с учетом того, что это устройство даже меньше, чем выпущенный за год до того Galaxy Note.
2013: А ЧТО ДАЛЬШЕ?
huaweimate
Хотя на момент написания статьи прошло всего несколько недель 2013 года, тенденция формируется весьма быстро. Редкие когда-то 5-дюймовые смартфоны возникают повсеместно с появлением Huawei Ascend D2, Sony Xperia Z / ZL и ZTE Grand S. LG Optimus G Pro выходит в 5-дюймовой и конкурирующей с Samsung 5,5-дюймовой версиях. А еще есть 5,7-дюймовый ZTE Grand Memo и 6,1-дюймовый Huawei Ascend Mate – устройства настолько крупные, что они всего на дюйм отстают от полноценных планшетов, таких как Nexus 7. Если и есть момент, когда производители остынут, то мы его еще не достигли.
Таким образом, сомнительно, что мы услышим другую песню от многих из тех, кто еще готовит на этот год свои ключевые устройства. Apple и BlackBerry являются единственными производителями, диагонали устройств которых не превысили 4,3 дюйма, но они сознательно провели черту, которую не собираются переступать, по крайней мере, не в ближайшем будущем. Они объясняют относительно скромные диагонали преимуществами перед другими операционными системами и престижностью бренда. Другие бренды, однако, не могут себе такого позволить, так как они конкурируют в основном с помощью аппаратных характеристик. Тезис “стань крупным или вали отсюда” в этой сфере весьма правдив.
samsung-ativ-s-review-9-1355871164
Однако, мы бы не стали утверждать, что эта гонка вооружений стала проблемой. Большинство из протестированных нами смартфонов включают дизайнерские уловки, которые скрадывают огромность экранов, например узкие рамки и закруленные задние панели. Мы бы ни за что не поверили бы, что Xperia ZL может быть сколько-нибудь удобен в использовании, если бы вы сказали нам об этом, к примеру, год назад. ПО, оптимизированное Samsung под использование одной рукой, может считаться признанием того, что дизайн их устройств выходит за рамки возможностей человеческой руки, но это также способ получить преимущество от большого экрана без необходимости пользования устройством двумя руками.
К тому же предназначение смартфонов определенно изменилось. Изначально они были в первую очередь телефонами, а уже во вторую устройствами для работы с данными. Разнообразные современные знаковые приложения, интернет-браузинг и мультимедиа достаточно сместили фокус, что голосовые звонки стали практически случайностью. Наши смартфоны сегодня — это карманные компьютеры, к тому же они являются еще и камерами, и GPS-навигаторами. До тех пор, пока носимая электроника (wearable computing) не вытеснит смартфоны, большой экран продолжит помогать нам справляться с огромным количеством информации, с которой мы ежедневно сталкиваемся, и будет часто представлять собой средство развлечения, когда выдается время отдохнуть. Несомненно существует предел, достигнув которого, производители смартфонов будут вынуждены сдаться: никто даже не станет пытаться засунуть Galaxy Tab в свой карман. Точно также, есть неплохой шанс, что мы будем видеть устройства размером поменьше у тех,, кто не может (или не хочет) перейти на телефон, который слишком велик для его рук или карманов. В то же время последние несколько лет ясно показывают, что нельзя делать много предположений – из-за развития технологий и смены предпочтений тот экран, который кажется экстраординарным сегодня, часто оказывается обычным делом в следующем году.
Оригинал