На прошлой неделе я публиковал мнение о том, кто виноват в судебных разбирательствах по патентам, и там автор винил Google в происходящем. Однако, как это бывает в интернете, есть и обратное мнение — что виновата, конечно же, Apple, и перевод этого мнения я публикую сегодня. А что вы думаете?
————
Я хочу начать эту статью с предупреждения: в широком смысле мне нравится Apple. Как компания. Мне также нравится Microsoft. И Google. Эти три компании вместе представляют лучшие инновации, которые мне довелось увидеть. Эти три компании в целом являются путеводной звездой того, как должен выглядеть прогресс. У них были свои ошибки и свои проблемы, но они никогда не останавливаются. Каждая из них ответственна за это прекрасное будущее, в котором мы сегодня живем.
Но Apple? Твоя безжалостная атака на все, что ты воспринимаешь как происшедшее от твоего детища, вышло за пределы допустимого. Ты перешла из категории аутсайдера, попавшего в сложное положение художника, притесняемого гения. Как компания, как личность — ты теперь разбалованный богатый ребенок, которому сказали, что он должен поделиться. И как разбалованный балбес, ты подняла шум, что это совершенно нечестно, даже для воображаемой тобой несправедливости, не говоря уже о реальности.
Для тех, кто не слышал, Galaxy Nexus — телефон, который был доступен в продаже в США, производится компанией Samsung, но разработан в тандеме с Google. Смысл этого устройства — быть моделью, символом того, каким должен быть Android, прямо от души Google. И хватило бы 5 секунд подержать его в руках, чтобы понять, что это не iPhone.
Я говорю, что это устройство “было” доступно, потому что на данный момент оно больше недоступно в продаже. Из-за судебного иска Apple. Иска из-за нескольких патентов. Я не хочу говорить о деталях. Вкратце — Apple нашла пару мелочей, которые у Android сделаны также, как у iPhone. Значит, они нарушают патенты Apple. Значит, Galaxy Nexus — незаконное устройство. Значит, Google убивает младенцев и должна быть стерта с лица земли.
Это — дерьмо! Полнейшее дерьмо! Google сейчас в процессе выпуска обновления, которое исправит эту штуку, так что устройство больше не будет нарушать патенты Apple. Это означает, что, среди всего остального, избежать этого нарушения довольно просто. Если Apple действительно хотела, чтобы Google не нарушала ее патенты, это можно было легко разрулить без запрета на продажу устройства.
[ad#intext-inside]
Это также легко можно было разрулить с помощью денег. Apple отказалась от денежной компенсации взамен запрета на продажу, потому что она чувствовала, что у нее есть такое право. Это, кстати, тоже несет в себе следы отходов жизнедеятельности животных. Apple не заинтересована в мирном разрешении вопроса. Apple хочет прикончить Android. Apple хочет предотвратить продажу как можно большего количества устройств с Android, и достичь этого просто будучи лучше, похоже, недостаточно.
Можно сказать (да и скажут), что если так просто можно избежать нарушения патента, почему же Google не сделала этого с самого начала? Все просто: потому что производство мобильного устройства требует сотен тысяч мелких фишек, которые могут нарушить или не нарушить чей-то патент. Будь то что-то, относящееся к стандартам, как недавние иски Nokia, или же просто умная идея, которая пришла кому-то в голову, и он даже не догадывался, что в чьем-то продукте это уже тоже есть. Это тоже поднимает вопрос, насколько вообще законными могут быть патенты, но я сейчас не об этом. Смысл в том, что эти компании спорят не столько о воровстве интеллектуальной собственности, а скорее о том, кто из них превысил ограничение скорости на 1 км/ч. Практически невозможно ехать в автомобиле 100% времени в рамках ограничения скорости. Допускается небольшое отклонение для тех, кто не может на 100% соответствовать требованиям закона. Но то же отклонение не допускается для игроков в мобильной отрасли. Вместо этого закон применяется таким образом, чтобы быть максимально близко к букве, и как можно дальше от духа, в шахматной игре, цель в которой — доминирование доли рынка, а не честная конкуренция.
Я хочу хороший телефон. Это все, что я хочу. И Google, и Apple (как и другие компании) очень активно работают над удовлетворением моего желания. В обмен, конечно же, на мои деньги. Которые я радостно сдам. Это та сделка, которую мы, потребители, заключаем с компаниями: вы делаете продукт, который мне нравится, а я дам вам за него деньги. Однако, удивительным образом, в итоге у меня есть выбор: если мне не нравится продукт, я могу решить не тратить на него свои деньги.
Apple это не устраивает. Apple хочет верить, что Android, в целом, является содранным с iOS. Несмотря на огромный список отличий, несмотря на настоящий рог изобилия статей и комментариев, и записей в блогах, и книг, которые говорят об обратном. Несмотря на факт, что наиболее неинформированный, заторможенный наблюдатель, подержав iPhone и Galaxy Nexus в руках, сможет сказать, что это совершенно разные устройства.
Если бы Apple хотела мира, у нас мог бы быть мир. Была возможность, и даже неоднократно, решить эти относительно мелкие споры с помощью денег. Apple не хочет денег. Apple хочет запретов. Apple преуспела в получении запретов. Этот маневр имел бы смысл, если бы Apple по-прежнему была аутсайдером. Желание остановить продажи большой плохой компании, которая “ворует” ее идеи, была бы разумной, если бы Apple не была самой богатой компанией в этом мире. Правда. Ни у кого нет столько денег, сколько у Apple. Ни у кого нет власти Apple. Никто не может достичь того, чего достигла Apple.
Когда вышла Windows, страх Apple был рациональным. Мало кто знал об Apple, и даже меньше людей могли позволить себе их продукты. Если Windows смогла скопировать основную идею интерфейса Mac без каких-либо последствий, то несложно представить себе исчезновение Apple с лица земли (и это практически произошло). Однако, сейчас ситуация другая. Apple больше не грозит исчезновение, если она проиграет эту патентную войну. Она сталкивается с равными. Честный бой. Конкурент, сравнимый по масштабам с Apple.
Вот почему Apple требует запретов. Вот почему Apple не хочет договариваться. Вот почему Apple подает в суд на производителей из-за того, что вы можете нажать на телефонный номер, или из-за того, что можно разблокировать экран, проведя пальцем под определенным углом, но при этом полностью спирает идею выдвигающейся панели уведомлений. Не потому, что Apple не хватает видения осознать, что она также заимствует возможности и идеи из других ОС. Все потому, что Apple искренне считает — в головах ее лидеров — что Android является бледной копией их продукта, и заслуживает быть стертым с лица земли любыми средствами. Эти патенты — это не результат, это инструменты.
И это вызывает отвращение. Я хочу использовать Android. Я люблю Android. Я не могу им насытиться. Я уважаю iPhone, и я хочу посмотреть, как пойдут дела у Windows Phone, но в конечном итоге мой выбор — это платформа Android. И после 6 версий iOS, было бы глупо считать, что я, информированный потребитель с высокими требованиями к моему мобильному устройству, могу быть удовлетворен чем-то, что является не более, чем содранной копией устройства Apple.
Это мой выбор, Apple. Я делаю его, несмотря на то, что ты делаешь. Меня не волнует, что там могло происходить в совете директоров, или что вы считаете, что ваш продукт лучше. Я хочу самостоятельно выбирать себе устройство и ОС, и вы только мешаете. Вы не можете принимать это решение за меня. Вы не можете решать, могут ли потребители получить доступ к Android. Эта точка зрения — именно та причина, по которой я не использую устройства с iOS. На iOS, если я хочу запустить приложение, которое не было утверждено Apple, мне надо сделать джейлбрейк устройству, что нарушает его гарантию. Если я хочу запустить приложение, которое не было напрямую утверждено Google, и даже если я проигнорирую тот факт, что Google Play не проверяется так, как App Store, мне достаточно отметить одну опцию, чтобы разрешить установку сторонних приложений. Интернет — моя устрица. Я ценю это. Это и есть основная разница между подходами Android и iOS.
[ad#intext-inside]
Но вы хотите отобрать у меня эту опцию. И это нехорошо. Мне плевать, что вы хотите контролировать свою экосистему. Кому-то это нравится, и я не против этого. Выбор — это великолепно. Личная свобода — прекрасно. Но в тот день, когда вы начинаете мне говорить, какие устройства я могу или не могу купить — это тот день, когда у нас возникает серьезная проблема. Если бы вы согласились на деньги, если бы вы попробовали договориться с Google или с кем-то из производителей, мы были бы в другом месте. Но сегодня мне сказали, что мне нельзя купить Galaxy Nexus, если я захочу, потому что Apple сказала “нет”.
Так что я скажу еще раз: Fuck you, Apple.