Страх прогресса

Если у вас вдруг возникло ощущение дежавю от названия статьи, то совершенно не зря — примерно с таким названием у меня в блоге уже как-то была статья, в которой шла речь об iPad и негативной реакции по отношению к нему, и откуда это все идет (собственно, резюмируя статью — из-за страха перед будущим). Но сегодня я хочу поговорить немного о другом страхе.
На выходных я наткнулся на интересный хэштэг в Twitter — #oldmacuser, где пользователи выкладывают различные воспоминания о том, с чем им приходилось сталкиваться еще в старую эпоху Macintosh, до Mac OS X, до Intel-процессоров, до “второго пришествия” Джобса и до еще много чего. Очень забавный тэг, кстати, хотя многое из того, что там пишут, будет понятно тем, кто сталкивался с Маками в ту пору, но если хотите почитать — то это можно сделать здесь. А на меня, читая ленту твиттов с этим тэгом, накатили воспоминания, связанные с переходом с классической Mac OS на новую, неизвестную тогда Mac OS X.

Я впервые столкнулся с Маками примерно в 1994 году, и первые несколько лет я отвечал за поддержку двух компьютерных лабораторий, состоящих из примерно 10-15 Маков, объединенных в локальную сеть, а где-то с 1997 года еще и подключенных к интернету. Я весьма неплохо поднаторел к тому моменту в вопросах поддержания работоспособности компьютеров, начиная от банальной переустановки операционной системы до решения каких-то более серьезных проблем. Например, Мак-юзеры того времени хорошо знают, что такое конфликт расширений или rebuild desktop. Видите ли, Mac OS вплоть до версии 9.2 (когда-то она называлась просто System Software, пока в районе версии 7.6 ее не переименовали в Mac OS), состояла из некоторого “центрального” ядра, и возможности этого ядра расширялись с помощью специальных модулей, так называемых расширений.
[ad#intext-inside]
Если пользователи начинали увлекаться установкой слишком большого количества расширений, или же среди установленных расширений попадались криво написанные, то возникал конфликт расширений, который приводил к краху системы на старте — система-то фактически в то время была однозадачная, без какой-либо защиты памяти, и поэтому подобная ситуация приводила “падению” системы. Более того, в ситуации, когда зависало какое-то одно приложение, чаще всего это приводило к зависанию всех остальных запущенных программ и самой операционной системы, и, соответственно — к рестарту. Веселые времена тогда были, да — причем вплоть до 2000 года, пока не появилась Mac OS X. В случае же конфликта расширений (или повреждения одного из них) нужно было загружаться в специальном режиме (аналог Safe mode), и перебирать все установленные расширения, пока не найдешь то, которое “хулиганит”. А их могло быть более сотни — и у многих Мак-админов всегда под рукой была специальная утилита под названием Conflict Catcher, которая помогала предотвратить подобные конфликты.
А была еще такая процедура, как rebuild desktop, в процессе которой, если я не ошибаюсь, происходило создание заново базы данных по файлам, которые находились на рабочем столе пользователя (который чаще всего был один, так как даже та “многопользовательность”, которую в Mac OS добавили в 8-й версии, была весьма примитивна). Эту процедуру надо было проводить весьма регулярно, иначе в какой-то момент могло произойти повреждение этой базы, и все файлики со “стола” могли пропасть. Ну или система могла просто не загрузиться, если к ней были подключены SCSI-устройства, цепочка которых не была “терминирована”. Не говоря уже о том, что одновременное параллельное копирование нескольких файлов было невозможно примерно до системы 8, да и там оно часто глючило. А нажатие на кнопку выбора меню в приложении приводило к полной остановке работоспособности приложения, пока пользователь не отпустит кнопку. Ну или пока записываешь CD в системе, вся остальная работа операционной системы блокировалась, иначе можно было запороть болванку (а, да — а CD-писалка, умеющая писать диски на скорости 2х, стоила порядка 2 тыс долларов, но это я так). В общем, веселые времена были, как вы понимаете.
Ну так вот, я это все к тому, что я к моменту выхода Mac OS X — сначала в виде Mac OS X Sserver 1.0 (1999 год), а затем уже в виде более дружественной к пользователю Mac OS X Public Beta (а за ней и Mac OS X 10.0) — был опытным пользователем Маков (именно “классической” системы). И посмотрев немного на то, что Apple готовила нам в виде Mac OS X, я понимал, что практически все мои знания по решению проблем на Маке с приходом этой системы окажутся бесполезными, ненужными и устаревшими (для тех, кто не знаком с Маком, могу сказать, что этот переход был сродни как если бы взять пользователя Windows 3.11 и посадить его за Windows 7). И честно скажу, осознание этого факта жутко пугало меня — “как же так, я эти знания набирал в течение 5-6 лет, и вот они в один прекрасный момент становятся ненужными, как же дальше жить-то?”. И хотя на тот момент я уже не занимался саппортом пользователей, и у меня не было такой необходимости в этих всех знаниях, но тем не менее страх потери знаний и опыта (и, видимо, конкурентного преимущества по сравнению с другими) присутствовал. Кружили мысли на тему “ну и кому нужна эта новая система, если все придется учить заново?” и “неужели нельзя было сделать так, чтобы не надо было учить все снова?”. В общем, перефразируя известную пословицу, глаза активно боялись этой новой системы, но, к счастью, “руки делали”, и поэтому через какое-то время я чувствовал себя в Mac OS X весьма уверенно, даже еще до ее выхода в виде первой финальной версии 10.0 (различные Developer Preview и бета-версии для разработчиков, документация и врожденное любопытство помогли это сделать).
В результате то, что Apple все-таки сделала этот шаг и перешла на полностью новую операционную систему, оказался исключительно важным для будущего компании — в конце концов, даже iOS сегодня построена на базе Mac OS X. Правда, сам переход был не без приключений, а в процессе компания еще и поменяла архитектуру процессоров с PowerPC на Intel, но в целом было весело.
[ad#intext-inside]
PS Почему-то вспомнилось, как я в 1999-ом году на выставке демонстрировал plug-n-play на Маке — у нас тогда приехали несколько цветных аймаков, и USB-привод для флоппи-диска к нему. И я, значит, показывал, как я могу отключить кабель привода, и иконка флоппи-дискеты пропадала на рабочем столе. Подключаешь обратно — иконка появляется на столе. “Плаг-эн-плей!”, гордо заявлял я, а зрители соглашались с этим фактом, уважительно кивая головой. Правда, каждые 10-15 таких выдергиваний, как правило, приводили к системному крешу системы, поскольку у нее мозг сходил с ума от таких телодвижений, но до этого было круто. А когда вы пришли на Мак и что из нового опыта больше всего запомнилось?
PPS Помню, как я впервые увидел Мак, где-то как раз в 1994 году. Мак демонстрировал тогда специалист по продажам, а я, увидев окошки, пиктограммы и мышь, завопил “О, так это же как у Windows 3.11!”. Я только гораздо позже понял всю глубину его презрения, которым окинул он меня после этой фразы, но тогда я страшно гордился своей продемонстрированной компьютерной осведомленностью.


Discover more from alexmak.net

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

19 thoughts on “Страх прогресса

  1. А я работал на маках, когда переходили с архитектуры 68000 на PowerPC. В парке были машинки на шестой оси, а также на 7.2…

    • Ну так 1994 год, про который пишет Alexmak, это и есть год перехода на PowerPC (появились PowerMac 6100/60, 7100/66 и 8100/80.
      А системы 7.2 не было. На первых павермаках шла 7.1.2

    • Я тоже застал этот момент, у меня были Performa LC475, еще называемые в народе pizza-box

      • У меня была LC-475, но если не ошибаюсь Motorola 68040 или что-то вроде того.
        OS – System 7.5, потом апгрейд до 7.53.

  2. Pingback: Tweets that mention Страх прогресса | alexmak.net -- Topsy.com

  3. Если пользователи начинали увлекаться установкой слишком большого количества расширений, или же среди установленных расширений попадались криво написанные, то возникал конфликт расширений, который приводил к краху системы на старте — система-то фактически в то время была однозадачная, без какой-либо защиты памяти, и поэтому подобная ситуация приводила “падению” системы.
    Саша, я таки дико извиняюсь, но криво написаный драйвер и Mac OS X шутя укладывает в kernel panic. Поскольку все расширения ядра работают в одном адресном пространстве, без защиты памяти, и дальше по тексту.

  4. Я работал еще на древнем Apple IIe. В нем больше всего запоминалось отсутствие курсора при наборе текста или кода :). Вдумайтесь, у Вас DOS-подобная оболочка, и если в строке сделана ошибка, чтобы ее исправить, необходимо бэкспэйсом стирать все за ней. Особенный тонус появлялся при наборе машинных кодов (да, и такое приходилось делать ради производительности).
    С тех пор при печати по привычке очень “слежу за руками” :).

  5. Мне повезло больше, и я в 1993-1999 году работал на графических станциях фирмы Silicon Graphics с IRIX 5.3.
    И я на Windows 3.11 смотрел как на убожество.
    Дело в том что графическая станция INDIGO-2 ни разу не зависла, хотя я на ней работал в качестве разработчика.

  6. Вы еще забыли упомянуть, что в те времена память (ОЗУ) стоила не дёшево и с помощью этих самых расширений (extentions) можно было удобно освобождать память для определённой работы, путём отключения временно ненужных. Эти списки расширений можно было сохранять и включать, автоматизируя этот процесс эппл-скриптом. Например: работа с большим файлом в Фотошопе – выделяется большинство памяти Шопу, отключаюстя лишние системные расширения, и быстрая (менее минуты!) перезагрузка. Всё летало 🙂

  7. Я пришел на мак во времена 10.4.5. И перешел на мак я после многолетнего опыта работы с PC и 3,11 винду как единственную и самую современную в сове время юзал тоже. Запомнилось как я оценил удобство OS x по сравнению с виндой, особенно Экспози на меня тогда впечатление оказало, очень запомнилось как устанавливается софт). А чуть позже я оценил его стабильность, после того как машина у меня проработала больше недели без ребута и мне не понадобился ребут, а машина все продолжала работать так же быстро и стабильно как и сразу после загрузки Os x. Еще можно отметить, грамотность и элегантность софта под мак, его в то время было не много, но тот что был был почти идеален Пожалуй эти первые впечатления и запомнились больше всего.

  8. дома лежат рабочие Quadra 405, PowerBook 150 (мой первый ноут, куплений за свои деньги в дальоком 1994) и Macintosh Color Classic.

  9. Мы когда первый LC475 купили в МакЦентре, вместе с ним купили CD дисковод на SCSI – Nec за $380 кажется. Приехали домой, все распаковали, подключили, загузились. Воткнули в дисковод сиди, а он как начал вибрировать, аж по столу скакал.
    На следующий день поезали, доплатили $80 и взяли родной яблочный привод.
    До сих пор работает и LC475 и CD и StyleWriter…
    (написано с PowerBook)

  10. 1989-й год, Macintosh Plus, System 4.2, System 4.2 и Microsoft Word 3 фантастическая программа была ;). И игрушка Dark Castle звук, графика, а управлять нужно было одновременно мышкой и клавой. А Plus я принёс на работу, так что те с кем я общаюсь по Skype могут видеть его у меня за спиной.

  11. Macом пользуюсь начиная с системы 10.4.11. Первое, что на меня произвело сильное впечатление, а скорее даже шокировало – это простота настроек и простота установки софта. Какое то время не мог отделаться от ощущения несерьезности техники от Apple. Долго не мог привыкнуть к тому, что не надо настраивать виртуальный кэш и файл подкачки и к тому, что можно вполне себе нормально обходиться без дефрагментации 🙂

  12. 1990 год. Первый класс. Папа – учитель информатики. К нам в школу привезли американское чудо – Macintosh Plus и еще парочку Mac 512k. У нас тогда стояли правцы. Помню, как играли на нем в перевертыши, а еще рисовали в Super Paint поздравительные открытки в 8 марта. (Печатали на Image Writer) . Папа с того момента влюбился в Apple, ну и меня заразил. С 94 года школа работает только на маках.
    Еще в школе был один настоящий Apple два, но не помню, привели его вместе с маками, или раньше.
    Когда Mac Plus списали, папа забрал его домой.
    Потом я на нем реально иногда работал до 2002 года примерно . С внешним хардом под системой 7.1 – обрабатывал институтские лабы не помню точно, в экселе или кларисе.
    Слушал на нам музыку с CD через скази-привод и активные колонки (подключались напрямую к приводу, мак ими только управлял) И, конечно же, любимая игра DarkCastle.
    До сих пор хранятся и Плюс и 512к (уже один, собранный из тех двух – от одного видео, от другого – материнка) и Image Writer. Вероятно, они еще могли бы включиться. Наверное теперь только своим детям буду показывать эту живую историю )

Leave a Reply