Apple никогда ничего не изобретала

Очень интересная заметка от Жана-Луи Гассе, который, как многие из вас знают, когда-то работал в Apple и даже в свое время конкурировал со Стивом Джобсом за право продать свой проект BeOS в Apple как базу для нового поколения операционной системы Макинтошей. Тогда победил Джобс, ну, а остальное — история, которая, как известно, не терпит сослагательного наклонения.
Так вот, Жан-Луи Гассе недавно опубликовал статью, которую в свете всех судебных разбирательств между Apple и другими игроками мобильного рынка тоже можно долго цитировать. Вначале я хотел просто вкратце рассказать о ней, но в статье есть прекрасная историческая ссылка с аналогией, поэтому я решил статью перевести целиком, тем более она не сильно большая.
—————
“Господин Вуатюр, вы безнадежный [вырезано французское оскорбление], вы по-прежнему не можете приготовить правильный майонез. Я покажу вам в последний раз, и буду при этом стоять на одной ноге…”
[Спокойно, связь с названием статьи станет понятной совсем скоро.]

На дворе — 1965 год, я где-то в середине периода странных работ, за которые я брался между тем, как бросить колледж и начать работать в HP в 1968 году — мой “психологический мораторий”, как говорят в Калифорнии. Эта — почти нормальная: я работаю официантом в парижском ресторане на улице Galande, недалеко от Нотр-Дам.
[ad#intext-inside]
Каждый день, до начала работы, я должен приготовить винегрет (прим. пер. здесь имеется в виду соус, а не салат), ремулад и майонез, приправы для закусок, которые я развожу на небольшой тележке — отсюда и прозвище про “господина Вуатюра” от шеф-повара.
Винегрет и ремулад для меня не являются проблемой, но с майонезом дружба не складывается: каждый день моя стряпня “расслаивается” и я выгребаю от шефа.
Так что, когда я достал его сверх меры, он схватил металическую миску с круглым дном, вбросил туда горчицу, уксус, немного масла, разбил яйцо о край миски, отделил и вбросил желток в смесь — все одной рукой. Я замечаю возможность втереться в доверие: услужливо потянулся за метелочкой для взбивания.
“Нет, все что мне нужно — это вилка”.
Стоя на одной ноге, как он и обещал, он одним мастерским движением проводит по смеси — и майонез начинает превращаться в эмульсию, я замечаю первые нити. Шеф хмыкает и уходит. Я старался слишком сильно, а остальное было очевидно: тонкая струйка масла, взбивать спокойно.
Понятно, что этот эпизод мне запал в память, и он вспомнился, когда я впервые увидел iPad.
Тридцать лет отрасль пыталась создать планшет, и она просто перестаралась. Устройства все “сворачивались”, одно за другим. Dynabook от Alan Key, Go, Eo, GridPad, разные планшеты TabletPC от Microsoft, даже Apple Newton в начале девяностых. Но ничего из них не “схватило”, не взлетело.
Затем, в январе 2010 года, шеф-повар Джобс выходит на сцену с iPad, и все становится легко и очевидно. Три декады провалов тут же забыты.
И это подводит нас к комментариям к предыдущей статье в блоге по поводу “налога Apple”:

“… переход от стилуса к сенсорному (пальцем) управлению стал изменением, обеспечившим технологию, а не изобретением Apple — даже жесты существовали до iPhone. У меня на столе стоит IPAQ как напоминание об этом — продукт, который появился до внедрения технологии.
К сожалению, все настоящие инновации в Apple закончились…”

Другими словами: “Ничего нового, никаких инноваций, все составляющие давно валялись вокруг”. Этот комментарий вызвал такой ответ от другого читателя:

“iPaq как предшественник iPad
Ты там по кайфом прямо сейчас, что ли?”

Под кайфом или трезвый, но гордый владелец iPaq говорит во о чем: базовые компоненты — точно такие же. Программное обеспечение — это нолики и единички, в конечном итоге. Количество и порядок могут отличаться, но на этом все отличия заканчиваются. Аппаратная часть — это просто протоны, нейтроны, электроны и фотоны, которые кружат, ничего оригинального. Apple “ничего не изобрела”, iPad — это просто их вариация, их интерпретация хорошо известного рецепта планшетов.
Используя эту близорукую логику, можно продолжить, что Эйнштейн не изобрел теорию относительности — у Анри Пуанкаре были похожие идеи до него, а у Хендрика Лоренца — и того раньше. А если продолжать в том же духе, то уравнение Максвелла содержит все основные ингредиенты относительности, Эйнштейн “всего лишь” нашел способ связать их с другой частью, механикой Ньютона.
Вернемся в кухню: так в чем же кроется талант тогда? В получении доступа к общедоступным ингредиентам или же в тонкости, в созидательности — если не магии — их искусной комбинации? Почему же великие шеф-повары получают такие зарплаты и почему их работы имитируют? Ален Дюкасс (Alain Ducasse), Ален Сендеренс (Alain Senderens) и Джоел Робюшон (Joel Robuchon), наверно, не попадают в нашу ценовую категорию, но миндальные печенья Пьерра Эрме (Pierre Herme) и доступны, и бесподобны — рекомендую попробовать Ispahan, или же подсоленую карамель, или… (надо отметить, что он открыл свой первый бутик в Токио, где клиенты обращают внимание на детали).
[ad#intext-inside]
В автомире бренд Х (не хочу никого обидеть) и BMW (я не езжу на них) получают сталь, алюминий, пластик, резину и электронику у похожих — а зачастую одних и тех же — поставщиков. Но их шеф-повары смешивают ингредиенты по-разному, с отличительно разным дизайном и финансовым результатом.
Изобрела ли IBM персональный компьютер? Изобрела ли HP карманные калькуляторы или настольные компьютеры, которые в свое время вывели их на вершину высокотехнологичного мира? Изобрел ли Генри Форд автомобиль?
Так что да, если мы будем цепляться за список базовых ингредиентов, Apple ничего не изобрела — ни Apple ][, ни Macintosh, ни iPod, ни iPhone, ни iPad, не говоря уже про Apple Store или App Store. Мы все это видели раньше, в том или ином виде.
И все же, невозможно избежать одного важного факта: один и тот же шеф-повар был вовлечен в процесс создания всего этого. Он не писал код или дизайнил железо, но он присутствовал в кухне — “исполнительный шеф-повар”, с уникальным даром выбора соответствующих ингредиентов и взбивания уникальных продуктов.
Оригинал