Вентиль игр на Маке

Распространенное общественное мнение таково, что на Маке игр нет — по этому самому мнению, Маки чаще используют серьезные (и не очень) дяденьки и тетеньки для верстания газет-журналов, монтирования видео и аудио, и играть им, соответственно, некогда. А значит, и игры им тоже не нужны, поэтому их под Мак и нет.
На самом деле это не так, вернее — не совсем так, и реальную ситуацию я описал в статье, где я пытался рассмотреть популярные мифы, существующие о Mac-платформе. Например, тут я написал следующее:

Если вы же вы не тратите большую часть жизни на игры, а просто любите как-нибудь приложиться к мышке “на поиграться” – выбор игр для Мака вполне может вас устроить. Quake, Doom, Call of Duty, World of Warcraft, Age of Empires, Heroes of Might & Magic, Unreal Tournament, The Sims – вот только несколько всем известных игр, версии которых вышли для Mac OS X. Правда, часто версии игр под Мак выходят через несколько месяцев после выхода версии под Windows, но здесь уже можно вспомнить о принципе “лучше поздно, чем никогда”.

Могу лишь добавить, что “несколько месяцев” — это еще хорошо, некоторые версии игр могут выходить и через год-два. Но Мак-пользователи, не избалованные засильем игр, и их покупают.
Однако, похоже, что ситуация начинает меняться к лучшему.

В понедельник компания Valve Software (сама компания, я думаю, в представлении не нуждается — кто хоть немного сталкивался с играми, прекрасно знает это имя) порадовала пользователей Macintosh, объявив о том, что уже в апреле для этой платформы будет выпущен не только магазин приложений Steam, через который Valve продает свои игры и игры других разработчиков, но и некоторые свои игры. В частности, речь идет о популярнейших игрушках — Left 4 Dead 2, Team Fortress 2, Counter-Strike, Portal и вся серия Half-Life. (Хотя, как по мне, лучше бы они уже Half-Life Episode 3 выпустили, пусть и даже для PC).
[ad#intext-inside]
Но на этом хорошие новости не заканчиваются. Valve также объявила, что отныне все релизы игр компании будут происходить одновременно, для PC, Xbox 360 и Mac. Первым таким релизом в апреле станет новая игра — Portal 2, а затем последуют и все остальные новые проекты компании (видимо, тот же HL 2 Episode 3). Кроме этого, движок Source, на основе которого создаются игры Valve, теперь тоже кросс-платформенный, то есть, те компании, которые его лицензируют, тоже смогут создавать игры для PC и Mac.
Интересно так же и то, что, изучив возможности по переносу игр с PC на Мак, Valve отказалась от вариантов вроде Cider, где фактически происходит эмуляция DirectX на Mac OS X, что приводит к нестабильности работы приложений и различным визуальным артефактам. (Cider использует Electronic Arts для того, чтобы выпускать некоторые свои игры для Mac OS X). За счет использования OpenGL в движке Source Valve добилась того, что версии для PC и Mac разрабатываются одновременно, без дополнительных усилий по портированию на разные платформы.
Кроме того, Мак-версия сразу будет поддерживать различные многопользовательские возможности, игры на одних и тех же серверах, что и PC-версия, в общем, будет считаться “полноценным участником” процесса. А самое интересное, что, приобретая в Steam версию игры для PC, пользователь будет получать бесплатно и версию для Mac. Так что, поиграв в какую-нибудь игрушку на PC в одном месте, можно прийти, скажем, домой, и продолжить с той же точки, но уже на Маке. Более того, Valve говорит о том, что если у пользователей уже есть приобретенная через Steam версия какой-то игры для PC, то когда выйдет ее аналог для Mac, его можно будет получить совершенно бесплатно. Меня лично эта новость порадовала особо, так как я в свое время через Steam купил весь набор HL2 и иже с ним, если не ошибаюсь, то, что называлось Orange Box.
Вообще, приход Valve на платформу — это очень хороший сигнал о том, что Маков становится достаточно много для того, чтобы для них можно было основательно заняться играми (а не выпускать через два года криво портированную версию). Еще бы, последние лет 10 Apple каждый квартал рассказывает о росте продаж Маков, и если 10 лет назад Apple продавала 3-4 миллиона Маков в год, то теперь их столько продается за один квартал. Очень пришелся кстати и переход на Intel-процессоры в 2006 году, когда рост продаж Маков значительно ускорился, а переносить игры с Windows на Мак стало проще. Глядишь, за Valve потянутся и другие разработчики и издатели игр.
Вот вчера, например, я прочитал, что Gas Powered Games (разработчик игры Supreme Commander 2, которая недавно вышла в Steam), тоже задумалась о выпуске своих игр для Мак. Ей вторит компания DICE, разработчик игр из серии Battlefield (их последний блокбастер — Battlefield: Bad Company 2″ — в своем твиттере они написали, что изучают возможность по переносу этой игры на Mac OS X. Да и руководство Valve не скрывает, что их партнеры по Steam очень обрадовались выходу Steam для Mac, что наводит на мысль о том, что скоро мы увидим еще разные известные игры для Mac OS X.
Но я, когда прочитал официальный анонс Valve, не мог отделаться от воспоминаний о новостях трехлетней давности, в которых тоже фигурировали сразу Apple и Valve. Хотя, если я не ошибаюсь, то впервые слухи о портировании Half-Life на Мак я читал лет 7-8 назад. Тогда все закончилось слухами о том, что он был чуть ли не наполовину спортирован, но затем Valve приняла решение закрыть проект, что, естественно, привело к многочисленным воплям недовольных Мак-юзеров. Следующий всплеск новостей с Apple и Valve произошел в 2007 году, когда в различных около-маковских новостях появилась информация о том, что Apple “подъезжала” к Valve с просьбой выпустить Half-Life 2 для Мака.
Однако, и эта серия закончилась неудачей, причем в новостях прокатилось и объяснение такой неудачи. По информации, опубликованной на различных сайтах, Valve запросило у Apple 1 млн долларов за то, что Valve разработает и выпустит версию HL2 для Mac OS X. Тогда Apple, подозреваю, сказала что-то из серии “да вы охренели?” и, естественно, не заплатила ни копейки, что привело к соответствующему результату. И вот теперь — радикальные перемены в стане Valve, под Mac OS X выходит не только Half Life 2, но и куча других игр, Valve клянется выпускать свои игры под Mac и PC одновременно, в движок Source добавлен OpenGL для кросс-платформенности, а Мак-юзеры по этому поводу радостно зашвыривают свои чепчики повыше.
[ad#intext-inside]
В общем, когда что-то происходит, мне всегда интересно понять причины этих событий. Конечно, сейчас для Apple 1 млн долларов — это карманные деньги (у компании порядка 40 млрд долларов в банке, они, наверно, и Valve с потрохами могли бы купить), но там мог быть вопрос принципа — если кто-то однажды отказал Стиву Джобсу, то в следующий раз с ним договориться будет многократно сложнее. Возможно, что Valve получит от Apple взамен какой-то первоочередной доступ на iPhone/iPad, рекламу на выступлении Джобса или что-то, о чем мы не знаем? А что, если Apple действительно планирует неожиданно превратить AppleTV в игровую приставку, и Valve там окажется первой с жуткой эксклюзивностью? За это, наверно, можно и под Мак что-то портануть. Или это я слишком далеко зашел со своими мечтами?
Примечание: valve
[vælv]
сущ.
1) тех. клапан; вентиль; золотник; затвор; створка

12 thoughts on “Вентиль игр на Маке

  1. оффтопик: не в курсе, позволяют ли последние версии iPod touch (с джейлбрейком или как-либо еще) вылезать в Интернет через блютус-соединение, пользуясь гпрс-модемом сотового телефона? гугль навскидку не радует.

  2. Перед выходом Vista Microsoft очень сильно пиарила DirectX и в то же время как-то много тумана было вокруг поддержки OpenGL, в итоге большая часть разработчиков сфокусировалось на DirectX чем ограничили себя только PC и X-Box, в то время как OpenGL поддерживают все платформы кроме X-Box:
    PS3, Wii, Windows, Linux, Mac OS X, PSP, iPhone OS.
    Прошло некоторое время, вышла Windows 7 и теперь стало ясно, что не все так ужасно с OpenGL под Windows как об этом говорила Microsoft, вот и начали обратно подтягиваться на кросс-платформенную открытую библиотеку.
    Еще наблюдение из жизни – пользователи PC реже покупают игровые консоли типа X-Box, Wii, PS3 в отличии от пользователей Apple. Большинство пользователей PC считает, что лучше вложить эти деньги в апгрейд компа.

    • я тут щас зафигачу большую картинку по этому поводу… 🙂 но она хорошо отражает подход PC-пользователей: зачем покупать консоль, если и так куча игр уже есть?

      • Assassin Creed 1/2, Resident Evil 5 – это не эксклюзивы игр, но играть 1920х1080 без тормозов на здоровом телевизоре гораздо приятнее 🙂 Про всякие Halo, Metal Gear Solid 4, Uncharted, Little Big Planet пользователи PC даже не догадываются 🙂

  3. Вообще-то Source это эволюция движка Quake. Т.е. на самом деле из современных движков, он один из самых слабых, хотя конечно дизайнерам удаётся из него вытягивить хорошие игрушки. Но я вообще не о том, а о том что движок Quake (и соответсвенно Source) изначально был написан поверх OpenGL, так что ничего там прикручивать не надо было.

    • имхо, дело не столько в движке… понятно, что Half-Life не самый навороченный по графике проект, но какой сюжет, какая проработка деталей.

  4. >полное отсутствие баз данных
    от Bento до MySQL
    >средств разаработки
    Xcode идет в комплекте ОС
    >следования отраслевым стандартам
    Возможно я что-то не понял, но Apple многие стандарты сами разработали или одни из первых стали использовать.
    Это мое встречное мнение. А настройку сети лучше бы Вы сейчас вздрагивали при попытке подружить в одной сети XP Home, XP Pro, Vista, Seven 🙂
    А что делать нельзя на Маках и Линуксе ограничивается Вашей фантазией 🙂

Leave a Reply