Из серии “люблю такое”. Специально дам ссылку на оригинал статьи в этот раз внизу — попробуйте угадать год, читая перевод.
—————-
А что случилось с ноутбуками? Два года назад, когда я летел в Вегас на Comdex, ежегодную компьютерную выставку, каждый второй-третий пассажир достал ноутбук, якобы для работы, но больше для демонстрации своего навыка быть в тренде с последними причудами. В прошлом году на откидных столиках было видно только пару этих компьютеров. В этом же году практически везде вместо них стояли традиционные коктейли или пиво.
Так что, ноутбуки были иллюзией? Или же проблема только в том, что правильная комбинация функциональности для такого легкого компьютера еще не материализовалась? Правильный ответ, скорей всего, где-то посередине между этими точками зрения. Большей частью портативный компьютер — это машина мечты для очень немногих.
Ограничения появляются исходя из того, что люди на самом деле делают с компьютерами, в отличие от ожиданий маркетологов по этому поводу. В целом людям не хочется тащить компьютер за собой на пляж, или на поезд, где в течение каких-то пары часов отсутствия вне работы можно было бы почитать секции спорта или бизнеса в газетах. Однако, компьютерная отрасль почему-то считает, что все ужасно хотят, чтобы клавиатура превратилась в расширение их пальцев. Но это не так.
Сторонники портативных компьютеров мужественно удерживают точку зрения, что главной преградой к реализации “компьютер в каждом портфеле” является цена. Сейчас портативные компьютеры стоят существенно дороже, чем сравнимый настольный компьютер.
Да, есть много людей, которые бы хотели иметь возможность работать на компьютере дома. Но готовы ли они носить с собой компьютер из офиса? Гораздо проще взять домой несколько дискет в портфель. Для большинства потребителей второй компьютер в домашнем офисе — это обычно недорогой клон того же компьютера, что стоит на работе. Такая альтернатива не только более удобна, но еще и более выгодна экономически. Да и вообще пользователи получают в итоге технологию получше.
И потребители решают. Компания Convergent Technology “отпустила” свой ноутбук в небытие в июне этого года. IBM так и не вышла на этот рынок со своим компьютером под кодовым именем “Ракушка”, наверно, потому что компания осознала, что ноутбуки — это маленький нишевый рынок, а не массовый рынок. Hewlett-Packard, Panasonic, Data General, и, конечно же, Tandy, которая была первооткрывателем этого рынка, все еще производят ноутбуки, хотя и с практически нечитаемым экраном на жидких кристаллах (LCD). Продажи, однако, составили лишь долю от оптимистичных прогнозов, которые выдавались год назад прогнозаторами отрасли.
Важный момент для положительного восприятия потребителями — более качественный дисплей. Такой есть в ноутбуках Gridcase, в котором дисплей — газово-плазменный — существенно отличается в лучшую сторону от стандартного монитора с электролучевой трубкой. Этот дисплей превращает ноутбук Gridcase в единственный ноутбук с аккумулятором, который стоит рассматривать. Но он стоит 4350 долларов, без рекомендуемого сервисного контракта и необходимого ПО, что может довести общую стоимость до 6-7 тыс долларов, или даже больше.
Программное обеспечение — самое слабое место ноутбуков. Если бы компьютеры были просто слишком дорогими, особенно в свете их экрана с ограниченными возможностями, они бы все равно продавались, если бы они служили какой-то важнейшей функции. Но чтобы это реализовать, необходимо специальное программное обеспечение. Текстовые процессоры и электронные таблицы обычно предназначены для выполнения задач, для которых ноутбуки не очень хорошо подходят.
Где эти компьютеры могли бы отлично подойти, так это для всяких специализированных задач, необходимых военным специалистам, налоговой службе, бухгалтерам и специалистам по продажам. Самый большой рынок из этих, наверно, это продажи, и специальное ПО, необходимое для специалистов по продажам, начинает появляться на рынке.
Одна компания, которая хорошо зарекомендовала себя в этой сфере — это Sales Technologies из Атланты. Основанная в 1983 году двумя бывшими сотрудниками Procter&Gamble и специалистом из MIT, компания производит набор приложений для ноутбуков, предназначенных для ноутбуков. Сюда входят система для ввода заказов, трекер расходов, электронная почта, обмен данными и программа для управления территориями, которая позволяет специалистам по продажам в разъездах обновлять файлы по клиентам и базы данных. Для того, чтобы обеспечить одного специалиста по продажам этим программным обеспечением и компьютером Gridcase, на котором это ПО будет работать, надо потратить от 5 до 7 тыс долларов. Для компании с 500 продавцами — как раз для такой предполагается подобный набор ПО и “железа” — такие расходы покажутся немаленькими. Результатом, по идее, должно стать увеличение продаж благодаря повышению производительности специалистов по продажам.
Фред Бурк (Fred Burke), представитель Sales Technology, рассказывал на примере крупного производителя одежды. Компания обычно не могла выполнить 13% своих заказов, потому что многие товары отсутствовали на складе к моменту, когда заказы поступали от продавших их специалистов. Когда им выдали портативные компьютеры, специалисты по продажам смогли быть на связи с главным офисом и смогли “сконвертировать” многие ранее терявшиеся заказы в реальные продажи. Получив возможность мгновенно определить, что, например, определенная зеленая рубашка отсутствовала на складе, они могли проталкивать рубашку с зелеными полосами. В итоге эти полученные продажи смогли окупить систему ноутбуков компании менее чем за 6 месяцев.
Специалисты по продажам, специалисты по услугам, инспекторы во всевозможных областях пока что не получили должного внимания со стороны компьютерной отрасли в плане портативных компьютеров. По мере улучшения технологий этих компьютеров, особенно в части экранов, и снижения цен на них, довольно много компьютеров “для портфелей”, наверно, будет продано. А по мере улучшения программного обеспечения, которое позволит превратить их в полноценные дополнительные офисы, их даже начнут использовать, возможно, что и с прибылью.
Но настоящее будущее портативных компьютеров останется в специализированных нишевых рынках. Потому что неважно, насколько подешевеет этот тип компьютеров, и насколько продвинутым станет их ПО, я все равно не могу себе представить, как средний пользователь будет брать его с собой, например, на рыбалку.
Оригинал в New York Times, 1985 год
PS объявляю этот клип (и особенно первую фразу из него) саундтреком поста:
Discover more from alexmak.net
Subscribe to get the latest posts sent to your email.