Про интерфейсы

Я не занимаюсь обзорами программ в этом блоге (впрочем, и в других местах тоже) — и программ слишком много, и субъективная это тема, да и без меня сайтов с обзорами приложений и для Mac OS X, и тем более для iOS хватает. Повторюсь, что не все это понимают и продолжают присылать мне запросы “а у нас вышло обновление х.х.х.2 нашего лучшего в мире приложения, напишите об этом!”, и я, естественно, такие запросы игнорирую. Но иногда встречаются, так сказать, “образчики”, по которым прямо-таки хочется высказаться, и тогда я себя особо не сдерживаю. Как правило, “цепляет” меня визуальная часть приложения, то, что чаще всего называют “пользовательским интерфейсом”.
В последний раз у меня такая статья выходила по поводу Slovoed для Mac OS X, где авторы умудрились нарушить, наверно, все концепции разработки интерфейса под эту платформу. Я тогда настолько сказал все, что я думал по этому поводу, что в комментарии пришел кто-то, имеющий отношение к приложению и даже пытался программу защищать. В этот раз у меня на протяжении недели накопилось несколько отзывов про разные приложения для Mac OS X и iOS, и я решил собрать их все в одной записи.

Начну с хорошего — приложение Twitter for iPad. Твиттером я на айУстройствах пользуюсь весьма активно, поэтому на том же iPad перепробовал массу приложений, как платных, так и бесплатных. В итоге остановился на бесплатном Twitterific, так как он представлял собой более-менее разумный баланс по возможностям и удобству интерфейса. И вот пару дней назад я обратил внимание на всякие охи и ахи относительно вышедшего для iPad официального клиента для Twitter, и тоже решил его опробовать. На первый взгляд приложение было весьма симпатичным, и я тут же, недолго думая, снес Twitterific, решив, что Twitter for iPad его вполне может заменить. Однако, довольно быстро я пожалел об этом, так как, немного попользовавшись Twitter.app, подумал, что за внешней красотой приложения скрывается неудобство в использовании.
[ad#intext-inside]
Видите ли, Twitter.app для работы с сервисом решили использовать парадигму сдвигающихся панелей, которые выдвигаются справа и снизу, в зависимости от действия пользователя (но при этом не перекрывают полностью друг друга). В итоге иногда может получиться вот такое нагромождение:

Основная проблема с такой концепцией — такая многослойность непривычна для пользователей iOS-устройств. Начав пользоваться приложением, я не очень понимал, как этими панелями управлять, какова последовательность их появлений и тд. Представьте себе душевую кабину, но вместо обычных сдвигающихся двух панелей у вас внезапно оказывается их… ну например, восемь, причем они размещены в два слоя и сдвигаются в разных направлениях, сверху и снизу, справа и слева. Подозреваю, что вам понадобится какое-то время для того, чтобы освоить такую мудреную систему. Однако, вот в чем прикол — как только вникаешь в эту систему панелей в Twitter.app, она внезапно оказывается очень удобной. По крайней мере, мне показалось, что благодаря этой системе, экранное пространство используется гораздо более эффективно, и в итоге на экране помещается больше информации, которой в Твиттере, как вы понимаете, и так очень много. В общем, в моем отношении к Twitter.app я прошел все стадии love-hate-love отношений и сейчас с удовольствием пользуюсь этим приложением.
Дальше будет все не так позитивно — например, вот на этой неделе обновилось приложение iTunes, дотянув до версии номер 10. Помнится, когда Mac OS перешла из версии 9 в версию 10 (Х), там был весьма радикальный переход (те, кто его прошел, оценит). iTunes же, для того, чтобы сменить 9 на 10, достаточно было стать клиентом социальной сети (построенной вокруг iTunes Store), а также сменить иконку приложения и испаскудить модернизировать интерфейс.
Вот примерная история развития иконки приложения iTunes:

Теперь же, в связи с тем, что продажи музыки в iTunes обогнали продажи компакт-дисков, CD в иконке “помахали ручкой” — “Скрипач не нужен, родной!”. В итоге Apple наслушалась столько критики новой иконки (ее вы можете видеть крайней справа на картинке выше), что даже Стив Джобс был вынужден вступить в переписку с пользователями, рассказывая, что иконка вовсе не отстой. Но иконка приложения меня волнует меньше всего в данном случае. Первое впечатление после запуска новой версии программы — “Ой, какое все серое…”.

Apple почему-то решила, что внутренние разделы приложения не должны быть разноцветными, и сделала все однообразно серым. Что, в моем представлении, серьезно ухудшило usability приложения. Если раньше я мог найти любой из разделов, ориентируясь прежде всего на его цвет, что значительно быстрее, чем читать названия разделов, то теперь я вынужден либо всматриваться в рисунок иконки, либо читать название раздела (и то, и другое — плохо). И это не говоря уже о том, что iTunes постепенно так распухает от функциональности, что через пару лет Apple сможет избавиться от Mac OS X и заменить ее iTunes OS.
Еще одна проблема iTunes 10 — неожиданное перемещение стандартных кнопок управления окном приложения в вертикальное положение:

Зацените светофор в верхнем левом углу
Хочется спросить — “Это что такое?” Apple фактически таким действием нарушает базовые принципы построения интерфейса приложений для своей операционной системы, в частности, принцип последовательности, который позволяет пользователям использовать накопленный опыт по работе с приложениями даже в новых программах. Ведь во _всех_ остальных программах эти кнопки размещены именно горизонтально, и пользователи ожидают увидеть их везде в таком положении. А тут внезапно Apple решает, что в iTunes кнопки должны быть размещены по-другому, что только запутает и смутит пользователей. Для решения этой проблемы, к счастью, есть соответствующая команда в командной строке, восстанавливающая историческую справедливость:
defaults write com.apple.iTunes full-window -boolean YES
[ad#intext-inside]
Ну а самое “вкусное” я оставил на конец статьи. Речь пойдет об ужасе недели (а, возможно, даже и об ужасе месяца) — приложении Навител на iPhone. Не секрет, что практически все навигационные приложения на iPhone почему-то ужасны, но у Навител получилось переплюнуть всех своих конкурентов. (Чем вызвана ужасность навигационных приложений — я не знаю. Похоже, что у тех, у кого есть карты, нет желания делать красивые приложения, а у тех, кто умеет делать красивый интерфейс, нет денег на карты, которые в навигационных программах и составляют основную часть стоимости приложения). Но бывает просто плохой интерфейс, а интерфейс плохой до невозможности, и, к сожалению, в случае с Навител на iPhone именно так и получилось. У них, судя по отзывам, вроде бы неплохие карты, но, ребята, с интерфейсом нельзя же так издеваться над пользователями на платформе.

В принципе, те, кто видел Навител на Windows Mobile, наверно, даже удивятся моим претензиям — ведь приложение на iPhone выглядит точно так же, как и на WinMo, но именно это и является основной проблемой. Приложение перенесено на iPhone c сохранением 100% интерфейса с чужеродной платформы, и это касается абсолютно всего — начиная от иконок в программе и графических элементов до _всех_ текстов (с ярко выраженными шрифтами из Windows) и кнопок в приложении. Это настолько не к месту на iPhone, где приложения в идеале должны соответствовать требованиям iPhone User Interface Guidelines, что вызывает просто отвращение и непонимание того, как это пропустили в App Store. (Как и непонимание вызывает у меня схема триальности карты в приложении — насколько я помню, подобная схема продажи запрещена в App Store, возможно, ревьюверы просто недосмотрели).

Только из-за “инновационной” помощи в поиске путем отключения определенных букв городить полностью свой набор клавиатуры и прочего управления набором текста — это перебор.
Я допускаю, что Навител в качестве своей аудитории рассматривает пользователей Windows Mobile, которые перешли на iPhone и будут покупать там же свое любимое приложение для навигации. Но нужно помнить, что пользователи, меняя мобильную платформу, делают это по какой-то причине, и приятность и удобство интерфейса iOS играют в этом переходе немалую роль. И вот теперь, поверх всех красот iOS, натягивается чужеродный ужос в худшем его проявлении — со всеми кастомными кнопками, неправильными шрифтами, непонятной навигацией и кучей бесполезной и ненужной обычному пользователю информации (ну вот скажите, зачем мне знать, где лежит файл карты в файловой структуре телефона, если у меня все равно нет джейлбрейка и я никогда не смогу ничего сделать с этим файлом?). Я честно не мог дождаться того момента, когда я закончу с этой заметкой, чтобы удалить это приложение у себя из телефона и больше его никогда туда не устанавливать. Да, мой автомобильный навигатор Garmin тоже не блещет интерфейсом, но там внутри все же Windows CE и от нее странно как-то требовать чего-то приятного глазу. А вот на iPhone пользователи разбалованы всякими красотами в интерфейсе, и предлагать им интерфейс, напоминающий Windows Mobile 6.5 — это, как по мне, просто издевательство над ними.


Discover more from alexmak.net

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

13 thoughts on “Про интерфейсы

  1. Pingback: Tweets that mention Про интерфейсы | alexmak.net -- Topsy.com

  2. Если твой Garmin железный то можно возрадоваться там не Windows CE. Не менее ужасный интерфейс также и у iGo для iOS

  3. Если твой Garmin железный то можно возрадоваться там не Windows CE. Не менее ужасный интерфейс также и у iGo для iOS

  4. Концепции интерфейса, конечно, в iOS и WinMob разные, да и на родной платформе Navitel смотритися весьма неважно из-за сомнительного usability. Однако, для навигационной программы это, к сожалению, не главное. Хуже, когда карты неточные, или оповещения о повороте запаздывают :).
    Что же до “уникально удобного интерфейса” iOS/iPhoneOS, это дело привычки: посидев полгода под Android после iPhone, взял в руки яблофон и удивился странным мыслям: “Что-то здесь же нелогично и не гибко…”. Imho, правильнее было бы сказать, что, соблюдая рекомендации Apple, труднее наваять неудобный и сложный для изучения интерфейс. Однако, всё те же правила-рекомендации превращают в квест попытки создания программ для “продвинутого пользования”. Ваши замечания по Twitter.app – отличная тому иллюстрация: намерение сделать что-то удобнее базовой концепции привело к сложностям в освоении даже у опытных пользователей.

  5. Концепции интерфейса, конечно, в iOS и WinMob разные, да и на родной платформе Navitel смотритися весьма неважно из-за сомнительного usability. Однако, для навигационной программы это, к сожалению, не главное. Хуже, когда карты неточные, или оповещения о повороте запаздывают :).
    Что же до “уникально удобного интерфейса” iOS/iPhoneOS, это дело привычки: посидев полгода под Android после iPhone, взял в руки яблофон и удивился странным мыслям: “Что-то здесь же нелогично и не гибко…”. Imho, правильнее было бы сказать, что, соблюдая рекомендации Apple, труднее наваять неудобный и сложный для изучения интерфейс. Однако, всё те же правила-рекомендации превращают в квест попытки создания программ для “продвинутого пользования”. Ваши замечания по Twitter.app – отличная тому иллюстрация: намерение сделать что-то удобнее базовой концепции привело к сложностям в освоении даже у опытных пользователей.

  6. Есть мнение что “светофор” сделали чтобы сэкономить место. Так около 20 пикселей экономится. Плюс в режиме mini-player кнопки давно так стоят.

  7. Есть мнение что “светофор” сделали чтобы сэкономить место. Так около 20 пикселей экономится. Плюс в режиме mini-player кнопки давно так стоят.

  8. А я на светофор даже не обратил внимания, потому что этими кнопками почти ни в одном приложении не пользуюсь.
    Кстати, ты SPB Software забыл оттарабучить 🙂

  9. А я на светофор даже не обратил внимания, потому что этими кнопками почти ни в одном приложении не пользуюсь.
    Кстати, ты SPB Software забыл оттарабучить 🙂

  10. Навител поистине ужасен. Дело даже не в том, что он на 100% не айОс направленности, а в том, что и иконки и логика интерфейса мне лично непонятны. Поставил. Снес. Поставил единичку и написал злобный комментарий.

  11. Навител поистине ужасен. Дело даже не в том, что он на 100% не айОс направленности, а в том, что и иконки и логика интерфейса мне лично непонятны. Поставил. Снес. Поставил единичку и написал злобный комментарий.

  12. Про управление окном приложения в iTunes я думаю это такой ход они показали, что будет в следующих версиях Мас ОS ! Если юзерам понравится то … хотя когда юзерам не нравилось аpple не останавливалась а просто делала новую версию продукта. Так что ждём мас ос с таким управлением ))

  13. Про управление окном приложения в iTunes я думаю это такой ход они показали, что будет в следующих версиях Мас ОS ! Если юзерам понравится то … хотя когда юзерам не нравилось аpple не останавливалась а просто делала новую версию продукта. Так что ждём мас ос с таким управлением ))

Leave a Reply