Хрустальная темница Apple

Борцы за свободу — EFF (Electronic Frontier Foundation) — написали большой пост в поддержку позиции Стива Возняка, который призвал Apple “открыть чакры платформы”, рассказав в этом посте свое видение того, в какой темнице мучаются пользователи техники Apple, как над ними в застенках этой темницы измывается лично Тим Кук и что вообще должна сделать Apple для того, чтобы всем борцам на OSS и прочие достижения Столлмана стало хорошо и спокойно.
Лично мое мнение по этому поводу заключается в том, что я готов мириться с определенными ограничениями (посмотрите вокруг, да практически вся наша жизнь — это приспосабливание к тем или иным ограничениям), получая взамен достаточно функциональную, удобную и относительно безопасную платформу (что бы там нам не рассказывал уважаемый Евгений Касперский). Более того, именно закрытость этой платформы в первую очередь является поводом тех причитаний ЕК на тему того, что у него нет необходимости для iOS выпускать свои замечательные продукты, хотя и очень хочется.
————–
iOS
Apple изменила наш подход к мобильным устройствам, выпустив iPhone, но они также являются и лидером в создании компьютеров с ограниченными возможностями и магазинов ПО с ограничениями на продажу. Вы можете купить iPad, но если вы не будете использовать уязвимость в iOS для джейлбрека, существует множество вещей, которые вы не сможете на него установить. В App Store есть множество приложений, из которых можно выбрать, но ваш выбор ограничен теми приложениями, что утвердила Apple, которые при этом могут функционировать без прав доступа “root” или “administrator”.

Apple отказывает в размещении или удаляет те приложения из App Store за их содержимое (WikiLeaks, читалка электронных книг с доступом к Kama Sutra), за то, что они не используют систему Apple для обработки платежей, и за то, что они могут исполнять код, который не утвердила Apple (прим. пер. вот-вот, те самые трояны и вирусы). И хотя политика Apple за годы с момента выпуска iPhone улучшилась (прим. пер. то-то они упоминают истории двухлетней давности про камасутру), компания по-прежнему полностью контролирует то, какие приложения доступны потребителям. В отличие от Android, у iOS нет опции установки приложений из других источников, кроме App Store. (прим. пер. те же представители ЕК первыми расскажут о том, сколько трешняка попадает на Android “из других источников). Приложения, которые требуют административных привилегий тоже невозможно установить на устройство с iOS без предварительного джейлбрейка. (прим. пер. обычным пользователям только дай возможность с админскими правами что-то поставить. прям жить без этого не могут). Это включает в себя приложения, позволяющие подключать телефон к компьютеру, изменять внешний вид пользовательского интерфейса (прим. пер. дайошъ тему Hello Kitty!), активировать firewall, шифровать трафик через OpenVPN в том числе (прим. пер. ну вот это еще куда ни шло). Джейлбрейк помогает специалистам по безопасности исследовать приложения на телефонах, чтобы проследить, не происходит ли там утечки данных. (прим. пер. а если сделать джейлбрейк, то данные пользователей смогут увидеть не только пользователи).
Многие из этих приложений доступны через Cydia, альтернативный магазин для телефонов с джейлбрейком.
Кроме этого, из-за того, что Apple модифицирует бинарники перед изданием приложений в App Store, приложения с открытыми исходными кодами, выпущенные под лицензией GNU GPL не могут быть опубликованы без согласия всех авторов, что привело к удалению популярного медиа-плеера VLC из продажи. Если вам нужен VLC для воспроизведения видео, которое невозможно воспроизвести встроенным приложением Video, вы можете свободно скачать его на свое устройство с джейлбрейком из Cydia, а исходный код доступен на сайте проекта (прим. пер. Ах, это был единственный плеер, позволявший проигрывать видео, которое не воспроизводится встроенным приложением Video. С удивлением смотрю на CineXvideo и AVplayerHD).
Поскольку джейлбрейк такой полезный (прим. пер. ORLY? so useful???), почему бы Apple не разрешить своим клиентам (ну или хотя бы технически подкованным клиентам) делать его? Одна причина — это прибыль от App Store. Apple удерживает 30% от продажи всех приложений и приобретаемых объектов внутри приложений, которые продаются в App Store. Это означает, что за каждую 99-центовую программу разработчик получает 69,3 цента, а Apple — 29,7 цента. У Cydia 4,5 млн пользователей еженедельно, магазин зарабатывает 10 млн долларов в год, и Apple ничего с этого не получает. (прим. пер. странно, что авторы статьи как-то замолчали тот факт, что в Cydia Store с разработчика тоже удерживается 30% от продажи приложения). Это больше похоже на традиционные продажи программного обеспечения, где потребители выбирают, из какого магазина они покупают ПО, или даже можно купить ПО у разработчика напрямую. Закрытие iOS помогает Apple в сохранении их монополии на продажи ПО для iOS.
Mountain Lion и Gatekeeper
К сожалению, Apple встраивает некоторые из ограничений, которые появились в iOS, в Mac OS X для ноутбуков и настольных компьютеров. Apple запустила Mac App store в начале 2011 года, чтобы продавать ПО для Маков. Как и в App Store для iOS, Apple получает 30% от всех продаж. Новая версия Mac OS X — Mountain Lion — также будет содержать предупреждения, которые будут предупреждать пользователей при установке приложений из источников, отличающихся от Mac App Store. (прим. пер. представляю, что по этому поводу скажет ЕК).
К счастью, в Mountain Lion это можно отключить и устанавливать приложения откуда угодно, но Apple продолжает идти по скользкой дорожке постепенного закрытия своих продуктов. Разработчики приложений для OS X окажутся жертвами капризов Apple. Что будет делать Mozilla, если Apple откажется авторизовать Firefox для OS X Mountain Lion, точно также, как Apple отказалась согласовать настоящую (прим. пер. слово-то какое выбрали!) версию Firefox для iPhone? Наблюдать, как их доля среди Маков наполовину уменьшилась?
Это правда, что можно случайно установить вредоносное ПО, если вы скачаете приложение из какого-то другого места, а не из App Store.

(прим. пер. в этом месте мне вспомнилась фраза из “Последнего бойскаута” с Брюсом Виллисом: «Так с кем угодно могло получиться. Это была случайность, правда? Ты тихо шел мимо, никого не трогал, и вдруг поскользнулся, упал и случайно засунул свой член в мою жену! Ой, простите, пожалуйста, миссис Халленбек, мне, наверное, сегодня просто не везет». Кстати, надо бы пересмотреть, отличный фильм.)

Но, хотя Apple и пытается проверять все подаваемые приложения на предмет вредоносности, это у них не всегда получается. Преимущества подписанных менеджеров пакетов давно известны. В распространении GNU/Linux это применяется с 1990х одов, и это одна из основных причин, почему они характерны своей хорошей безопасностью. (прим. пер. “вирус под линукс? ух ты, дай, я соберу!). Но Apple извращает эти преимущества, когда ваш выбор установки ПО из других источников отобран у вас, и когда единственный магазин отбирает у разработчика 30% его потенциальных прибылей. (прим. пер. Что? не нравится App Store? так идите в Cydia. ой, там тоже 30% отбирают. Ну, не знаю, в Google Play? Черт, и там враги опенсорса — тоже 30% отбирают. Неужели некуда податься разработчику?)