Обама и iPhone

Недавно в некоторых СМИ прошла новость о том, что “Обаме запрещают пользоваться iPhone!”. Этого было достаточно для того, чтобы большинство других околокомпьютерных СМИ перепечатало эту “новость”, добавив туда желтизны и сенсационности — “айфон небезопасен, никому нельзя им пользоваться, кококо, мы все умрем”. В России особенно комично стали раздаваться призывы срочно перейти на отечественный смартфон — куда переходить-то? Но об этом я в другой раз поговорю, сейчас мне интересней разобраться с айфоном Президента США Барака Обамы.
В одном из своих выступлений, когда у него спросили, почему Барак Обама до сих пор пользуется древней BlackBerry, он ответил, что “мне не разрешают пользоваться iPhone из-за требований безопасности”. Кто же может запретить Президенту США пользоваться тем или иным гаджетом? Секретная Служба — организация, отвечающая за обеспечение безопасности Президента. Именно там, видимо, затесались ненавистники Apple, лишающие Президента доступа к современным технологиям и заставляющие его пользоваться умирающей BlackBerry.

Барак Обама, еще до того, как стать президентом, был большим фанатом BlackBerry — компании, известной своими смартфонами, обеспечивающими доступ к мгновенной доставке электронной почты. К сожалению, это практически единственное, чем она известна — ну, разве что еще BlackBerry Messenger, который сейчас, кажется, является единственным, что выживет после смерти компании. Поэтому когда Обама пришел в Белый Дом, он очень хотел продолжить пользоваться именно BlackBerry, и ему пришлось вступить в бой с Secret Service для того, чтобы они ему разрешили это делать.
Этот бой он тогда (в 2009 году) выиграл — но с некоторыми уступками. Во-первых, BlackBerry была вынуждена обеспечить доступ Секретной Службе к операционной системе устройства для того, чтобы на телефон были установлены всевозможные и необходимые средства криптографической защиты — для звонков и электронной почты. Кроме того, Обама может переписываться только с 10 людьми, используя сервис BlackBerry. И я практически уверен, что почтовый сервер BlackBerry, обслуживающий ящик Президента Обамы, находится под неусыпным контролем той же Secret Service и, скорей всего, размещен в специальном дата-центре, контролируемом спецслужбами США. Нельзя и забывать о том факте, что BlackBerry, хоть и является канадской компанией, давно и успешно продавала свои смартфоны и почтовый сервис во многие государственные организации США, и ее операционная система давно обладает всеми необходимыми сертификациями для этого. (наличие большого количества Blackberry в госорганизациях, кстати, является причиной, по которой BlackBerry вряд ли продадут корейско-китайским монстрам электроники). Для Президента Обамы, я думаю, уровень сертификации, который должно было пройти все решение, наверняка максимальный, и поэтому BlackBerry после всех предпринятых мер была “допущена” для использования Президентом. Ни Билл Клинтон, ни Джордж Буш до этого не пользовались ни смартфонами, ни электронной почтой.
Означает ли это, что iPhone менее безопасен, чем BlackBerry? Мой ответ — совсем необязательно. В 2009 году iPhone только начинал набирать обороты, и топ-менеджеры BlackBerry посмеивались, рассказывая про необходимость физической клавиатуры и ограничения платформы. С тех пор много чего изменилось, включая и сертификацию операционной системы iOS в рамках стандарта FIPS (Federal Information Processing Standard) 140-2 Level 1, что открывает доступ iPhone в определенные правительственные организации, которые выставляют повышенные требования к безопасности операционной системы мобильного устройства. В данном случае речь идет не только о наличии или отсутствии уязвимостей или вредоносного ПО, но также и о возможностях управления устройством и операционной системой удаленно, всевозможные требования типа remote wipe и трекинга устройств. То же министерство обороны в марте 2013 года заказало почти 650 тыс. iOS устройств — вряд ли только для просмотра YouTube или запускания птиц в свиней. US Immigration and Customs Enforcement и National Transportation Safety Board еще в 2012 году разорвали контракты с BlackBerry (тогда еще RIM) и перешли на iPhone. Тренд, я думаю, понятен.
Обама же при этом говорит, что он прекрасно пользуется iPad (интересно, что он на нем делает?), а у его дочерей есть iPhone. Я думаю, основная причина в том, что Apple не готова раскрывать (пока?) даже для Secret Service свою экосистему и позволять им кастомизировать операционную систему путем установки дополнительных инструментов для защиты пусть даже президентских переговоров — до того уровня, который отвечает повышенным требованиям Secret Service. Это, конечно, было бы почти так же круто, как “золотой iPad для Миллера“, но даже для Обамы Apple не готова идти на уступки. Да и зачем? BlackBerry это точно не помогло. А для государственных разговоров особые линии правительственной связи все равно надежней и защищенней, чем любой смартфон, и все по-настоящему важные переговоры осуществляются по ним, так что толку от этого “впаривания” и прогибания особо никакого. Здорово, конечно, когда Президент США борется с Secret Service за право пользоваться твоим смартфоном, но, повторюсь, BlackBerry это не помогло.