Спокойный взгляд на Apple во время бури

Перевод интересной статьи из Financial Times.
——————
Есть определенная ирония в том, что и Dell, и Apple одновременно анонсировали важные новости на прошлой неделе.
В 1998 году Michael Dell, на тот момент наследник престола отрасли персональных компьютеров, порекомендовал Стиву Джобсу закрыть Apple, которая на тот момент была в ужасной форме, и раздать деньги акционерам. В противоположность этому, отражая ту суматоху, которая затрагивает всех производителей ПК, теперь Майкл Делл ведет переговоры о том, чтобы занять денег и сделать так, чтобы его компания исчезла из поля зрения широкой публики. Apple тем временем анонсировала, что ее акционеры получат дивиденды ко дню Святого Валентина в размере 2,5 млрд долл — небольшую часть из той кучи наличности в 137 млрд долл.
Но доходы Apple, анонсированные в среду, и последовавшее падение цены акции, попало в большее количество новостей, чем предстоящий выкуп акций компании с привлечением заемных средств Майклом Деллом. Сразу после того, как были опубликованы финансовые данные, которые показали замедление темпов роста, прорицатели тут же вышли со своими мрачными предсказаниями в Твиттер. Орды, которые покупали акции Apple в течение нескольких последних лет, давя друг друга, ломанулись на выход.

Среди нытья и бессмысленного столпотворения затерялся даже малейший намек на понимание перспектив. В первом квартале финансового года Apple — важный период с октября по декабрь, на который выпадают праздники с максимальной выручкой — доходы компании впервые превысили 50 млрд долларов, и компания заработала больше, чем любая другая компания. Продажи были выше на 8,2 млрд долларов, чем в том же квартале год назад.
Этот рост ежеквартальных продаж — только рост — в полтора раза выше, чем доходы Facebook, которые компания планирует записать на весь прошедший год. Если бы Apple была страной, ее валовый внутренний продукт попал бы на 45 место в мире — опережая Пакистан и Новую Зеландию. Этого практически достаточно, чтобы предположить, что Apple могла бы получить место в ООН.
Телевизионные “повторяки” были ошеломлены тем, что рост продаж Apple составил “всего” 18 процентов, и что менеджмент компании предполагает его замедление. Все, кажется, забыли, что любой компании сложно расти быстро, и особенно непросто, если компания уже огромных размеров. Для сравнения, в течение последних финансовых лет Microsoft росла всего на 4%, а Cisco — всего на 6%, хотя первая всего лишь вполовину меньше Apple, а вторая — на треть. IBM “уменьшилась” на 2% до 104 млрд долл по продажам.
Результаты Apple, в отличие от результатов Microsoft, Cisco и IBM, растут не за счет крупных приобретений; они являются результатом небольшого набора продуктов, которые, как написано на продукте, разработаны в Калифорнии. Это делает их достижение еще более удивительным. Ни одна компания похожего размера не росла темпами Apple.
С сентября 2000 года (когда продажи компании составили порядка 8 млрд) и по сентябрь 2007 года Apple росла — в основном благодаря iPod — в среднем на уровне 17%. За последние пять лет, ускоренный благодаря iPhone и iPad, рост поднялся до почти 45 процентов. Если бы такой абсурдный рост продолжался, ежегодные продажи компании достигли бы 3 триллионов долларов в 2020 году, что поместило бы ее между текущим ВВП Франции и Германии. Даже фанаты, которые ночуют у магазинов перед запуском продуктов, затруднились бы поверить, что Apple может занять место между линиями Мажино и Зигфрида. Если бы рост замедлился до 5 процентов, продажи компании составили бы 231 млрд долларов в 2020 году (для сравнения в 2012 году — 156 млрд долл). При 10 процентах роста в год продажи составили бы шокирующие 335 млрд долл.
Все знают, что компанию ждет в будущем серьезная конкуренция. Это из-за того, что все компании в мире испытывают черную зависть к Apple. Apple заставила биться в конвульсиях несколько крупных отраслей, включая музыкальную, кинематографическую, телевизионную, издательскую, отрасль по производству фотоаппаратов и 35-мм камер. Весь японский сектор потребительской электроники, лишенный программного обеспечения, который помогает продуктам Apple отличаться от других, безнадежно отстал, как и финская Nokia с канадским RIM.
Другие — производители процессоров, мобильные операторы, специализированные производители стекла, промышленные аутсорсеры и сотни тысяч разработчиков приложений следят за каждой судорогой с безнадежным восхищением и молчаливым опасением. Те, кто сохранил спокойствие, вовлечены в происходящее благодаря успехам Apple.
Что более важно — Apple продемонстрировала продолжительный пример предпринимателям и профессионалам по всему миру. Миллионы молодых инженеров и программистов тщательно исследуют каждый момент анонса продуктов. Молодые студенты в школах дизайна и искусства вдохновляются чувствительностью Apple. Маркетологи и рекламщики пытаются повторить креативный подход Apple. Производственные направления ищут разгадку тайнам логистической цепочки компании. Ветераны розницы пытаются понять, как они могут привлечь более 120 млн посетителей за период длительностью в 12 недель, собирая при этом продажи с квадратного фута вдвое выше, чем у Tiffany и в четыре раза выше, чем у Michael Kors, розничной сети товаров роскоши.
Сложно вспомнить компанию за последние 50 лет, чье влияние и искусность были бы настолько известны или распространены, чем та, которая когда-то называлась Apple Computer, Inc. Что бы ни случилось с Apple в будущем, потребители по всему миру будут более состоятельны благодаря тем потокам энергии, которые возникли по адресу One Infinite Loop, Купертино, Калифорния.
Автор — председатель совета директоров Sequoia Capital, компании, которая предоставила Apple ее первые инвестиции в 1978 году.