Android создан для пиратства

Перевод замечательной статьи про Android и экосистему вокруг него, и об успехах разработчиков, создающих приложения для Android. В оригинале статья называется “Закрытость для бизнеса”.
Я прочитал на прошлой неделе о разработчике, который сделал Android-версию своего приложения бесплатной после того, как выяснилось, что их игру за 1 доллар нещадно воруют. В подобных историях нет ничего удивительного, но пресса редко обращает внимание на суть проблемы — как и Google.
Я знаю одного парня из Эдинбурга (он друг моего друга). Приятный парень. У него свой бизнес, как и у меня, и он такой же разработчик, как и я. Мы часто болтаем в пабе, когда встречаемся большой компанией. У него немного перекос в сторону “iOS — это зло, потому что она закрыта”, и он любит евангелизировать за Android. Обычно достаточно одной цитаты из Джерри Магвайр, чтобы сдержать его (и заставить его покраснеть): агдебаблонахпокажи мне деньги“.
Люди любят швыряться цифрами по поводу проникновения телефонов с Android. Да, Android установлен на большом количестве устройств. Это замечательно. Но настоящий вопрос вот в чем: можешь ли ты как разработчик заработать на нем денег?
Если вы в бизнесе мобильных приложений не для того, чтобы заработать денег — тогда прекрасно, поздравляю вас. Это ваша остановка. Сходите. Живите хорошо. Я, однако, в этом бизнесе для того, чтобы зарабатывать деньги. Я пишу код, потому что мне нравится это делать, но бизнес-часть заключается в том, чтобы зарабатывать деньги. Иначе я был бы любителем, и я бы занимался чем-то другим. Мне нравится заниматься чем-то, что нравится мне как бизнес, и вдвойне мне нравится делать это из дома.
И вышеупомянутая история про игру для Android не удивила меня, она повергла меня в ужас. Android разработан так, чтобы в нем было сложно заработать деньги, и ключевая проблема в том, что он открыт — с разъедающей ментальностью, которая окружает подобную открытость.

Создан для пиратства
Я писал раньше о том пороге разочарования, за которым пиратство становится проще, чем покупка, но тут другой случай. Покупка приложения в Android Market большей частью похожа на то, как вы покупаете приложения на iOS: вы ищете, находите приложение, нажимаете “Купить”, подтверждаете покупку, и приложение загружается. Это не так, чтобы утомительный процесс, и точно не барьер для бизнес-модели. Так что это точно не пиратство из-за безысходности.
[ad#intext-inside]
Дело также и не в цене: игра стоила один доллар. Многие разработчики для iOS согласятся, что App Store искалечен ментальностью “гонки-ко-дну”, где цена на приложения зачастую устанавливается ниже разумного уровня его ценности. Это правда. Вам, кто ставит цену 0.99, должно быть стыдно, что вы гонитесь за теми покупателями, которые считают, что доллар — это как раз то мелкое количество денег “на выброс”, за которое даже не купить чашки нормального кофе. Пора бы начать себя уважать. Прекратите поощрять это плохое поведение, и разрушать результат для всех остальных.
Цена в 1 доллар — это как пассивное курение. Вы убиваете людей вокруг себя, ради своей краткосрочной выгодны. Но, опять же, дело не в этом. Пиратство было не из-за высокой цены. Это было эндемическое обычное пиратство удобства.
Если вы пока не знаете, как установить украденное приложение на телефоне с Android, вот есть инструкция по тому, как “подгружать” Android-приложения (на практике, хотя большинство статей и упоминают резервные копии приложений из туманных источников, это инструкция по пиратству).
Все достаточно легко. Вы просто ищете в интернете ворованную копию приложения, затем копируете ее на свое устройство (обычное, без рутования, без “джейлбрейка), и запускаете его. Система изначально создана для пиратства. Существование пиратства не является сюрпризом, это скорее неизбежность.
Сломанная бизнес-модель
Пиратство не является симптомом социального заболевания. То есть, это возможно, но вашему менеджеру в банке будет плевать на эту непоследовательную деталь. Пиратство — это симптом провала в поиске действенной бизнес-модели. “Действенная” в этом случае означает целый набор из качества продукта, доступности, платформы, маркетинга, цены, доставки, поддержки и тд. Это не черная магия. Это все факторы, для которых есть стратегии и метрики.
Пиратство — это не нечто непостижимое, в чем можно обвинить подростков из Китая и России. Эти детишки, без сомнений, занимаются подобным, но пиратство — это всего лишь побочный продукт сломанной модели. Единственная относящаяся к делу проблема, требующая исправления — ключевая причина, и она единственная, которую можно исправить.

  • Люди воруют приложения для Android, потому что это просто.
  • Это просто, потому что платформа была создана с открытой ментальностью.
  • Можно говорить что угодно про долю телефонов, или же о разработке компанией или операторами: это только одна часть головоломки. Еще одна часть — это вклад сообщества в кодовую базу операционной системы. По первому пункту у iOS-устройств все хорошо. По второму пункту — закрытая ОС только усиливает бренд, единство направления, интеграцию, простоту в использовании и стандарты дизайна продукта.
    Третий фактор — это экосистема программного обеспечения. Это касается ответа на вопрос, когда я выбираю устройство и решаю что-то сделать с ним — “а есть ли для этого приложение?”.
    Чтобы у вас были приложения, вам нужны разработчики. Чтобы у вас были разработчики, вам нужен энтузиазм и инвестиции времени и навыков. Энтузиазм и усилия могут возникнуть благодаря разным мотивациям, но наиболее надежными и постоянными из них являются деньги. Да-да, вот это слово на “Д”. Это не грязное слово. У вас бы не было вашего симпатичного телефончика, но не потому, что вы не могли бы себе его позволить, а потому, что он бы не существовал.
    Кто-то скажет, что он получил свой телефон бесплатно, или что у вас почтовый сервис бесплатно. Нет, это не так. Нет ничего бесплатного. Что-то стоит как минимум времени, что означает, что это всегда будет стоить денег (нет людей с бесплатным временем). Гораздо чаще это приводит к тому, что вам показывают рекламу (и она стоит рекламодателям реальных денег). Вместо этого (или же вместе с этим) вы можете заплатить позже, в виде ежемесячных платежей, более высокой стоимости данных или SMS-сообщений, или чего-то другого.
    Кто-то платит поставщику, и обычно этот кто-то — вы, даже если вы не замечаете, как это происходит.
    Людям надо платить. Должен быть поток доходов. Нельзя создать надежный поток доходов, если сама платформа и ее ущербная философия активно саботируют коммерцию. Если вы хотите, чтобы платформа была коммерчески привлекательна для сторонних разработчиков, вам нужно сделать ее закрытой. Как и в реальной жизни, запирание двери помогает сделать так, что ваши деньги останутся вашими.
    Плохо себя вести должно быть более сложным, чем вести себя хорошо — и хорошее поведение означает оплату за ПО, которым вы пользуетесь.
    Свобода от выбора
    Слова могут тускнеть и приобретать негативный подтекст, даже если их ключевой смысл позитивен. В этом мире есть люди, для которых слово “либерал” — оскорбление, к примеру, и это страшно. Но одно слово, которое я вижу постоянно, и которое всегда используется положительно — это “выбор“. Я подозреваю, что это в основном из-за сервисно-ориентированной потребительской культуры, в которой мы обитаем, и в которой всеобъемлющий, подобострастный и приводящий к обратным результатам принцип “покупатель всегда прав” врезался в эту культуру как вызывающая нарыв заноза.
    Никто не задумывается, что “выбор” может быть и плохим словом. Подумайте вот о чем. Что вы хотите, чтобы сделала Windows с этим USB-диском? Да просто покажи мне эти файлы. Хотите ли вы получать предупреждение, когда вы просматриваете страницу, где есть одновременно безопасный и небезопасный контент? Нет, отвали. Вы хотите выбрать шрифт для этого поля редактирования текста? Нет, просто используй подходящий по умолчанию. Вы хотите, чтобы большое количество стороннего барахла забивало рабочий стол вашего нового компьютера? Нет, я просто хочу получить те ощущения, с которыми я уже знаком.
    Гики любят говорить, что людям на этом уровне важен выбор. Гики ошибаются. Это гикам важен выбор, а гики при этом являются настолько мелким меньшинством, что никому даже не интересно, что они там думают. Android разработан с со слишком сильным уклоном в философию гиков, и “открытость” — это любимое слово для этих людей, поскольку это синоним термина “кастомизация”.
    Кастомизация очень важна для тех людей, которых сильно беспокоит то, что они воспринимают как мелкое несовершенство или неэффективность. Эти же люди, как правило, обладают потрясающим отсутствием навыка даже представить себе, что другие могут не разделять их позицию. “Выберите разумную настройку по умолчанию и уберите окно настроек” — для них это не просто анафема, это непостижимо. Они нуждаются в выборе.
    Проблема в том, что выбор может быть ужасной вещью. Люди воспринимают выбор как пример нашей западной свободы. Попробуйте сказать людям, что свобода — это плохо, и вы увидите, как из кобуры к вам взметнутся пистолеты. Но свобода — это плохо, когда ее слишком много. Как и сахар, вода или воздух. Слишком мало — нестабильно, и может стать опасно. В самый раз — прекрасно. Больше, чем надо — хуже всего. Это медленная смерть. Тысяча порезов. Голодная смерть. Удушье.
    Наличие нескольких жизнеспособных моделей с открытым исходным кодом не меняет реальности для большинства разработчиков. У нас нет богатенького папы как у Mozilla. У нас нет операционной системы, для которой можно использовать модель платной поддержки. Мы просто хотим разрабатывать приложения, затем продать достаточно копий этих приложений, чтобы можно было сделать новые.
    Единственный принцип, который покрывает все это — принцип выживания: еда на столе, и чтобы свет горел. Открытость не очень хорошо вписывается в эти цели.
    Вклад в проекты с открытым исходом (или же создание и выпуск своего собственного) — хорошо ли это? Конечно, хорошо. Это прекрасно для сообщества, это, возможно, делает вас довольным собой, и даже может привести к вам какой-то реальный бизнес. Мне не нужно об этом много говорить, потому что я сам занимался этим многие годы, и продолжаю это делать.
    Если вы — защитник открытых кодов, и собираетесь выразить протест этой статье на основе того, что я каким-то образом отличаюсь от вас, тогда я вас разочарую, сказав, что это не так. Я уже прошел через это. Если вы используете устройство с iOS или Мак, есть вероятность, что на них есть и мой код. Так что не стоит благодарностей.
    Но это плохо масштабируется до уровня платформы, и уж точно не масштабируется на сторонних разработчиков, которые поддерживают эту платформу, выпуская для нее ПО, таким образом добавляя ценность аппаратной части и операционной системе. Открытость не работает. Открытость — это путь к фрагментированным пользовательским ощущениям, к “добавляющим стоимость” приложениям от производителей телефонов, что на самом деле является повторением старой проблемы с предустановленным барахлом на ПК, и к клиентам, которые не могут получить обновление на устройство, которому всего год.
    Открытость сломана как платформенная модель для зарабатывания денег, если вы не разрабатываете ОС или телефоны. Большинство из нас не делает этого. И это ничего не говорит о том факте, что Google, конечно, плевать на “открытость” как таковую; это лишь путь для того, чтобы показать вам их рекламу, и получить вашу информацию для их дата-центров. Что в целом нормально, как бизнес-цель для Google; просто не надо притворяться, как будто они верят в открытость. И вам не стоит.
    Закройте ее
    Открытость может дать вам возможность почувствовать себя хорошо. Может показаться, что завтра стало чуть более конкретным, но вы делаете огромное количество удобных вам допущений — многие из которых конфликтуют с реальностью этой отрасли. Мы меняем наши устройства. Приложения взлетают, приходят в упадок и заменяются. Компании продаются и продолжают функционировать. Драйвер для принтера, написанный Столлманом, не обновляется бородатым сообществом годами как триумф принципа GPL, потому что все заменили свои принтеры другими моделями.
    Открытость — это идеал, как настоящая демократия, там тепло и комфортно, но практически достичь этого нереально. Она самоограничивающая. Вы тратите сегодня, чтобы оплатить завтра, и мы все знаем, чем это обычно заканчивается. Мне тоже хочется футуристичной, либеральной, социализированной утопии, как и вам, но я признаю, что в реальности мы получим скорее кризис ипотечных кредитов. Капитализм побеждает, и он утопит вас в процессе, если вы будете стоять на пути.
    [ad#intext-inside]
    Чем скорее вы осознаете эту реальность и смиритесь с ней, тем счастливее вы будете. Вы не можете позволить себе безумные риски с вашей жизнью. Не просто гик, которому “нужно” возможность изменить иконку папки на его телефоне. Вам надо оплачивать счета. Жизнь — серьезная штука. Выберите платформу, которая знает это.
    Закрытость лучше для бизнеса.