Крах Microsoft

Опять же, короткая версия названия, вынесенная в заголовок, полностью звучит так: Падение Microsoft: Из почты руководства и каннибальская культура, которая свалила технологического гиганта.Пройти мимо статьи с таким названием и правда сложно, но вообще мне всегда было интересно следить за процессами внутри компаний. Впрочем, не только мне, не зря очень долгое время статья о борьбе Билла Гейтса с Windows была самой читаемой в блоге.

К сожалению, перевод ниже — не сама статья, а некая аннотация к ней (статья вышла в августовском номере Vanity Fair), но даже этого достаточно, чтобы ознакомиться с некоторыми процессами внутри Microsoft и мнением инсайдеров по этому поводу. Статья о том, как Microsoft в свое время “протупила” с технологией ClearType и что было тому причиной., в общем-то, тоже хорошо вписывается в картину мира, описываемую в заметке.

————-
Анализируя одну из самых загадочных тайн в американской корпоративной истории — потерянную декаду Microsoft — автор статьи Курт Айченвальд (Kurt Eichenwald) прослеживает “невероятно глупые решение руковоства” в компании, которая “могла бы быть материалом для примеров в бизнес-школе о ловушках успеха”. Основываясь на десятках интервью и внутренних корпоративных записях — включая переписку между руководством компании на самом высшем уровне — Айченвальд предлагает нам беспрецедентный взгляд на жизнь внутри Microsoft во время правления ее текущего руководителя, Стива Баллмера. На сегодня единственный продукт Apple — iPhone — приносит больше дохода, нежели все продукты Microsoft вместе взятые.
[ad#intext-inside]
Интервью Айченвальда показали, что система управления под названием “последовательность рейтингов” — программа, которая заставляет каждое подразделение объявлять определенный процент сотрудников как лучшего, хорошего, среднего и плохого — по сути лишила компанию способности к инновациям. “Каждый текущий сотрудник компании (и те, кто работали там раньше), у которых я брал интервью — каждый — ссылались на последовательность рейтингов как на наиболее деструктивный процесс внутри Microsoft, нечто, из-за чего ушло огромное количество людей”, пишет Айченвальд. “Если вы работали в команде из 10 человек, то в первый же день вы знали, что неважно, насколько все хороши, 2 человека получат отличный отзыв, 7 получат средние оценки, а 1 получит плохую оценку”, говорит бывший разработчик ПО. “Это привело к тому, что сотрудники фокусировались на конкуренции между собой, вместо того, чтобы конкурировать с другими компаниями”.
Когда Аченвальд спросил Брайна Коди, бывшего разработчика Microsoft, основывались ли его оценки когда-либо на качестве его работы, Коди ответил: “Дело всегда было не в том, мог ли я стать лучшим инженером, а в моей необходимости улучшить мою заметность среди других менеджеров”. Эд МакКахилл, который работал в Microsoft 16 лет менеджером по маркетингу, говорит: “Смотришь на Windows Phone и удивляшься — как же Microsoft прошляпила свой отрыв, который был у них с устройствами Windows CE? Они были впереди на годы. И они все прошляпили. Они все потеряли из-за бюрократии”.
Согласно Айченвальду, у Microsoft был прототип электронной книги еще в 1998 году, но когда технологическая группа представила его Биллу Гейтсу, он отказался от проекта, сказав, что тот не подходит Microsoft. “Ему не понравился пользовательский интерфейс, потому что он не выглядел как Windows”, вспоминает программист, участвовавший в проекте.
“У группы, которая работала над проектом, отобрали возможность отчитываться Гейтсу и влили их в большую группу, отвечавшую за ПО Office”, пишет Айченвальд. “Тут же технологическое подразделение было переклассифицировано из “генератора новых идей” в подразделение, которое должно было отчитываться за прибыли и убытки”. “Весь наш план должен был быть сдвинут на 3-4 года вперед с 2003-2004, и мы должны были выпустить продукт в 1999 году”, говорит Стив Стоун, основатель технологической группы. “Мы больше не могли фокусироваться на разработке технологии, которая была бы эффективной для потребителей. Вместо этого неожиданно мы должны были смотреть на продукт и задаваться вопросом “А как мы можем использовать это, чтобы заработать денег?””.
Бывший менеджер из отдела по разработке Office рассказал Айченвальду, что смерть проекта электронной читалки была не просто последствием желания немедленных прибылей. Настоящая проблема для его коллег заключалась в сенсорном экране: “Office был разработан для управления с клавиатуры, а не стилусом или пальцем”, говорит он. “Поэтому существовали всевозможные предубеждения”. По словам топ-менеджеров из Microsoft, лояльность компании к Windows и Office часто удерживала их от того, чтобы “вскочить” в какие-то новые технологии. “Windows была божеством — все должно было работать с Windows”, говорит Стоун. “Идеи мобильных устройств с интерфейсом, который был бы проще, чем на PC, не воспринимались как важные несколькими могущественными людьми в этом подразделении, и они смогли убить этот проект”.
Когда один молодой разработчик MSN Messenger обратил внимание, что студенты выставляют статусы в AOL AIM, он понял, чего не хватает продукту Microsoft. “Это было начало тренда в направлении Facebook, когда людям было куда выложить свои мысли, постоянный поток сознания”, говорит он Айчевальду. “Основная функция AIM заключалась не в чате, а в том, чтобы дать возможность войти в любой момент и посмотреть, что делают твои друзья”. Когда он указал своему начальнику, что Messanger не хватает функции коротких сообщений, более старший товарищ отмахнулся от его предложений; он не осознавал, почему молодые люди стали бы заморачиваться несколькими словами. “Он не понял этого”, говорит разработчик. “И поэтому он не знал или не верил в то, как молодые люди использовали программу для отправки сообщений, и мы ничего не сделали”.
[ad#intext-inside]
“Я вижу Microsoft как технологический ответ Sears (прим. пер. сеть магазинов в США), говорит Курт Массей, бывший старший менеджер по маркетингу. “В 40-х, 50-х и 60-х Sears попал в точку. Круче ничего не было, а сегодня это — бесплодная пустыня. И так же Microsoft. Компания больше не считается модной”.
“Когда-то они указывали пальцем на IBM и смеялись”, говорит Билл Хилл, бывший менеджер в Microsoft. “Теперь они превратились в то, что сами же презирали”.