Apple vs мониторилки использования смартфонов

Пару недель назад я писал о том, как Лаборатория Касперского подала жалобу против Apple по поводу блокировки апдейтов для их приложения по мониторингу активности детей. Я там подробно разобрал и сам пост ЛК, и технические ограничения самой iOS, которые требуют определенных приседаний для того, чтобы такие приложения вообще работали (и как эти приседания, вероятней всего, нарушают требования Apple к мобильным приложениям в iOS).

На прошлой неделе к этой теме еще подключилась The New York Times, опубликовавшая материал на эту тему, в котором тоже активно педалируется месседж, что Apple ограничивает приложения сторонних разработчиков в пользу функции Screen Time в iOS 12. Статья изобилует цитатами разработчиков, которые жалуются, что их приложения начали блокировать с бухты-барахты, без всяких предупреждений. Вся эта активность привела к тому, что Фил Шиллер, вице-президент Apple по продуктовому маркетингу ответил в письме одному из пользователей, в котором описал позицию компании и отметил, что статья в NYT подала информацию только с одной стороны, не озвучив позицию компании полностью.

Позже Apple опубликовала у себя на сайте заявление, в котором позиция компании по этому вопросу озвучена гораздо более полно, чем в статье NYT. Как и я писал в своей заметке, собака порылась в использовании такими приложениями технологии MDM:

За последний год нам стало известно, что некоторые из этих приложений с функцией родительского контроля используют глубоко проникающую технологию, называемую Mobile Device Management, или MDM. MDM предоставляет сторонний контроль и доступ к устройству, а также к важнейшей информации, которая включает местоположение пользователя, сценарии использования приложения, доступ к электронной почте, камере и истории просмотра страниц в интернете. Мы начали предоставлять возможность использования MDM сторонним разработчикам в начале 2017 года и обновили наши рекомендации, основанные на этой работе, в середине того же года.

МДМ имеет право на существование. Корпоративный бизнес иногда устанавливает MDM на устройства, чтобы лучше контролировать корпоративные данные и использование оборудования. Но если речь идёт о частном потребителе, то установка контроля MDM на устройстве клиента очень рискованна, и является явным нарушением политик App Store. Помимо контроля, которое приложение получает над устройством пользователя, исследования показали, что профили MDM могут использоваться хакерами для получения доступа в злонамеренных целях.

Полностью заявление Apple можно прочитать тут, а от себя могу только добавить вот что. Безусловно, в условиях закрытого магазина App Store и жестких правил для приложений, которые энфорсит Apple, приложениям, которые требуют глубокого внедрения в операционную систему и доступа к пользовательским данным, будет очень сложно (или даже невозможно) реализовывать свою желаемую функциональность. Особенно это тяжело, когда Apple делает защиту персональных данных пользователей техники Apple своей “полярной звездой”. Технология MDM, которая использовалась в потребительских приложениях для мониторинга активности детей, может быть использована и в более сложных кейсах, как, например, мониторинг женщин в Саудовской Аравии. Технология одна, и если Apple начинает борьбу с некорректным её применением в приложениях, то пострадают все, кто её использует, для хороших или других целей. Можно сказать, что в борьбе за сохранение личных данных Apple “выплескивает” и полезные утилиты, но это право Apple по контролю над тем, что могут делать приложения, работающие в экосистеме iOS. (закрытость App Store и ограничения для приложений, установленные самой Apple — это тема для совсем отдельного разговора). Но подача этой темы под соусом борьбы с конкурентами, как это делали ЛК в своем посте, и как это делает NYT в статье — весьма ограниченный и однобокий взгляд на вещи, как по мне.