Год новой жизни

Чуть меньше года назад я написал самый важный для меня пост о своих приключениях со здоровьем (короткая версия там есть в начале записи).


(Самый важный на тот момент, конечно)

Сегодня исполняется год со дня операции по пересадке почки, о чем я рассказывал в том самом посте. С тех пор было несколько постов вдогонку, рассказывающих о процессе восстановления, и вот, наконец-то, я достиг этого большого майлстоуна в один год. Год — достаточно большой срок, чтобы немножко оглянуться назад, и порефлексировать о том, как проходит моя новая жизнь. (Этот пост в том числе и для того читателя в Твиттере, который подписался на меня, чтобы читать о здоровье, а вынужден читать то про Apple, то про информацию опасносте, то еще какую-то ерунду).

Вначале самое главное: пациент чувствует себя хорошо, пересаженный орган – тоже. Брат тоже чувствует себя прекрасно. На этом можно было бы даже закончить пост, но мой графоманский талант не дает рукам покоя.

Я не зря упоминаю пересаженный орган как отдельный объект. По статистике, процент “выживающих” в первый год почек от скончавшегося донора — 93.4%, а от живого донора — 97.2%, так что каждый год (а особенно первый!) важен. Чем дальше, тем больше растет процент, и срок службы пересаженного органа от живого донора может варьироваться от 10 до 20 лет. Так и живем.

Если серьезно, то все действительно хорошо. Почка функционирует, показатели анализов в норме, включая креатинин, который колеблется между 1.1 и 1.2. Причем, как правило, его показатель сильно зависит от того, сколько воды ты пьешь перед анализом. Если начинаешь хорошо пить за сутки до анализа – так, чтобы выпить примерно 2-3 литра за эти сутки, то уровень креатинина будет ниже, чем если пить меньше воды. Впрочем, считается, что воду в больших, но разумных количествах надо пить даже здоровым людям, так что тут я просто следую рекомендациям. Тем более, что при высокой физической активности пить хочется много.

Остальные показатели — гемоглобин в крови, всякие кальции-натрии-магнии- фосфоры и прочее более или менее в норме. Я недавно разговаривал со своим местным нефрологом о том, что у меня гемоглобин всегда чуть ниже нижней рамки нормы, на что она мне сказала, чтобы я не парился. Доктор говорит, что даже с пересаженной одной почкой организм все равно “больной”, и уровень жизненных показателей будет ниже, чем у здоровых людей. В частности, диапазон гемоглобина у здорового человека 13.5-17, а у меня он всегда 13.1-13.4, что, по словам врача, отличный показатель для моей ситуации.

С врачами я пока что вижусь раз в месяц, но после октябрьской встречи с моим нефрологом в больнице меня должны будут перевести на более длинный интервал (раз в 2-3 месяца). Кроме нефрологов, я завел себе постоянного терапевта, к которому можно бежать в случае простуды (это важно с пониженным иммунитетом), и дерматотолога для ежегодных осмотров (поскольку некоторые лекарства, которые надо принимать, повышают риск рака кожи). Полный список назначенных лекарств я озвучивал тут, с тех пор немного уменьшилось количество лекарств и изменилась дозировка:
– Иммунодепрессант Tacrolimus (Prograf) — 8мг два раза в день
– Иммунодепрессант Mycophenolic acid (Myfortic) – 3 таблетки (180мг) два раза в день
– Стероид Prednisone – 5мг раз в день
– Антибактериальное Sulfameth-TMP (Bactrim) – по таблетке в понедельник, среду, пятницу.
– Фамотидин (Pepcid) 20мг, 2 раза в день, для восстановления желудка после всех лекарств.
– Магний и фосфорная добавки тоже остались.
Отменили противовирусное Valganciclovir (Valcyte), противогрибковое Nystatin и лекарства от давления. Давление как-то стабилизировалось на более-менее нормальном 110-112/70-74, хотя иногда при резком вставании в глазах еще может темнеть.

В статье про лекарства я также упоминал различные потенциальные побочные эффекты от лекарств. Самых ужасов, кажется, удалось избежать, хотя стероид преднизолон дает о себе знать излишней раздражительностью, которую приходится контролировать. Преднизолон, сволочь, также дает лишний вес, который я успешно сжигаю велосипедом, но вот на лице наблюдается так называемое “лунное лицо” — отечность, от которой никак не избавиться. Поэтому на лице я выгляжу, как школьник, который провел лето на даче у бабушки, где его хорошо откормили, а в остальном я вполне худощавого телостроения. Еще от стероида же, кажется, начали редеть волосы на голове. У меня их и так никогда сильно много не было, а тут появилось ощущение, что стало гораздо меньше. Ну что ж, в моем будущем вырисовывается аэродинамическая лысая прическа, это полезно при езде на велосипеде 🙂

Кстати, о велосипеде! Я как-то пытался понять, почему с 28 ноября прошлого года у меня началась непрерывная череда заполняемых колечек активности (сожженных калорий) в Apple Watch. Потом до меня дошло — я же велосипед купил в тот день! С тех пор я уже успел тот велосипед продать, купить новый (более быстрый дорожный), а потом еще купить один (тоже гибрид, как первый — для возможности ездить не только по асфальту). Периодически мелькает мысль, что добавить в парк еще хороший горный велосипед не такая уж плохая идея, но я пока отгоняю эту мысль. Так вот, на велосипед я подсел как-то сильно плотно, стараюсь кататься каждый день и проезжать 20-30 км в день. (Начинал-то я в ноябре с неспешных микрозаездов в 10-15 минут вокруг дома). Летом, когда было жарко, я вставал в 5 утра, чтобы поездить, пока не началась жара. Короче, упоролся неплохо, надеюсь, что удастся избежать стадии “папка, давай”. Но я себя тут остановлю, пока этот пост не перетек в пост о велосипеде.

Расскажу другую смешную историю: я начитался статей о том, как велосипед укрепляет иммунную систему, и напрягся. Ведь я, с одной стороны, закидываюсь каждый день таблетками, чтобы эту иммунную систему «узбагоить», чтобы она не так сильно отторгала почку. А с другой, получается, я её же и укрепляю, что, думал я, может мешать лекарствам делать свою работу. Но врач мне объяснил, что иммунная система – понятие достаточно широкое, а медикаменты воздействуют на её конкретную часть, которая как раз и отвечает за борьбу с вторгающимися объектами. А укреплять иммунную систему в целом, в том числе спортом, можно и нужно, потому что это позволит организму бороться с остальными инфекциями и заболеваниями (ну, или как минимум, быть менее подверженными им). По крайней мере, у меня сейчас хотя бы есть силы и возможность это делать – махнуть на хайкинг по горам на 10-12 км, или проехать пару часов на велосипеде по нашим холмам, или быть активным каким-нибудь другим образом. Раньше мне все это было просто недоступно.

Немного про питание. Не могу сказать, что я как-то себя ограничиваю в питании, за исключением суши, устриц и зеленых салатов в неизвестных местах. Просто моя диета за диализный межоперационный период сместилась в сторону здорового питания, и как-то в той стороне спектра и осталась. Нет, хлебобулочные изделия я по-прежнему употребляю, но могу себе это позволить, сжигая 1000-1300 активных калорий в день. Моя диета включает в себя менее жирное мясо, птицу, рыбу, и огромное, невероятное просто какое-то количество овощей. Не понимаю, что мы раньше покупали в супермаркетах, но сейчас половина тележки – это разнообразные овощи, которые я запекаю 2-3 раза в неделю на поддоне в духовке (соль, перец, немного оливкового масла, 230C, полчаса). Их потом можно есть горячими, холодными, как гарнир или как дополнение к гарниру, утром, вечером, когда угодно. Острые соусы к этим овощам добавляют разнообразия. По-прежнему (и навсегда) в стоп-листе грейпфруты и гранаты, как несовместимые с лекарствами, но я по этому поводу не страдаю. Фрукты в меню тоже есть, но я их употребляю как-то с меньшим энтузиазмом, чем раньше. Такое ощущение, что организм как-то сам регулирует то, что ему хочется или не хочется. Практически пропало желание к фаст-фуду, хотя иногда могу (например, где-то в дороге), и пропала тяга к сладкому. Могу выпить чай с ложкой сахара, но в остальном сахара в моей жизни тоже стало почему-то гораздо меньше.

Эта новая, непривычная для меня жизнь очень интересна и волнительна. Интересна всеми теми вещами, которые я раньше пропускал, потому что они были мне малодоступны. Волнительна пониманием того, что каждый день — это бонус той новой жизни, которую я получил благодаря своему брату, пожертвовавшему свою почку мне, и хочется, чтобы этих дней было как можно больше. Поэтому волнуешься обо всем. Образно говоря, каждый новый прыщик, каждое “что-то не так” вызывает волнения на тему того, относится ли это как-то к пересаженной почке. Это усиливает ощущения удовольствия от каждого прожитого дня, и заставляет воспринимать окружающий миром с каким-то особым наслаждением. Вся эта история учит тому, что нужно не сдаваться и продолжать бороться. Наверно, в том, что большую часть этих строк я написал, сидя рядом со ступенями Роки, есть какой-то скрытый символизм, но запишем это в категорию “притянуто за уши, чтобы запостить один из лучших видов на Филадельфию”:

One thought on “Год новой жизни

  1. Pingback: Год велосипеда | alexmak.net

Leave a Reply