Прощай, Motorola

Каждое утро я, проснувшись, начинаю с чтения твиттера. Поскольку я подписан на несколько американских СМИ, то обычно за ночь набегает порядка 120-150 твитов. Когда новых твитов за ночь более 200, сразу понятно, что произошло что-то интересное. Предчувствия меня не обманули — практически все, на кого я подписан, отметились событием вчерашнего дня — продажей Motorola китайской компании Lenovo.
Сейчас, когда об этом уже объявлено (и, я думаю, власти США не будут сильно сопротивляться сделке, даже несмотря на некую стратегичность Моторолы), мои вопросы о том, зачем эта сделка по покупке Motorola компанией Google 2,5 года назад вообще была осуществлена, становятся еще более актуальными. Но, судя по всему, Google тоже начала задавать себе эти вопросы, поэтому сначала отправила Энди Рубина, основного сторонника покупки Motorola, заниматься роботами, а теперь нашла в себе силы признать ошибку и избавиться от убыточной Motorola, пока не стало поздно.
Сумма сделки — 2,9 млрд долларов, при этом Google передает Lenovo подразделение по разработке и производству мобильных телефонов, но оставляет себе большую часть патентов. До этого Google сбагрила еще за 2,4 млрд долл подразделение Motorola, которое занималось разработкой телевизионных приставок. С учетом около 3 млрд долл наличности и 1 млрд долл налоговых кредитов, которые были у Motorola на момент приобретения их Google два с половиной года назад, получается, что из общей суммы покупки в 12,5 млрд долл (на самом деле, учитывая всякие сопровождающие сделку расходы — почти 13 млрд), Google в этой сделке, по сути, потратила на сделку с Motorola около 3,2 млрд долл. Не забываем, что пока Motorola принадлежала Google, она смогла еще нанести убытков компании на больше 1 млрд долларов. Со всех сторон выгодная сделка.

Понятно, что нас в очередной раз будут убеждать, что “патенты Motorola” — это же очень круто, но насколько это круто, компания уже неоднократно доказала в судах против Apple и Microsoft (даю подсказку — там получилась какая-то фигня, когда Моторола хотела сделать трололо Майкрософту на 4 млрд долл, а получила в итоге 1,8 МЛН!). Я думаю, что есть гораздо более дешевые способы лицензировать или получить доступ к этим патентам, но Google, разумеется, виднее. Можно придумывать сложные теории заговора и рассказывать, подмигивая, как будто ты на самом деле в курсе всех договоренностей, хотя мой опыт показывает, что мир любит простые вещи, и чем сложнее теория заговора, тем меньше вероятность того, что она имеет место быть.
Конечно, в рамках недавних договоренностей Google и Samsung о кросс-лицензировании патентов, продажа Motorola имеет еще больше смысла, и я думаю, что это было одно из условий сделки со стороны Samsung. Ситуация, когда одна компания занимается разработкой операционной системы, лицензирует ее сторонним OEM-компаниям и тут же конкурирует с ними, выпуская свои устройства, непростая по определению, и мы наблюдаем ее естественный итог (в этом плане Microsoft, покупающая Nokia, тоже выглядит странно со своими надеждами на порабощение мира с помощью Windows Phone). Особенно забавно читаются нынче вот эти отзывы партнеров Google о покупке Motorola 2,5 года назад:
Screen Shot 2014-01-30 at 11.54.38 AM
А вообще после покупки Nest “скрипач не нужен, родной” — в том смысле, что Google получила компанию с одними из лучших дизайнеров железа и софта, и на их базе можно теперь разрабатывать вообще что угодно, поэтому ценность аппаратного подразделения Motorola для компании снизилась еще больше. При этом самые “вкусные” R&D проекты Motorola Google, естественно, оставляет себе, так что совсем от аппаратных проектов компания точно отказываться не будет. А мне интересно, сможет ли Lenovo вырулить Motorola из того пике убыточности, в котором компания находилась несколько последних лет? С учетом того, что позиции Motorola когда-то были сильны только на американском рынке (а сейчас она не входит в топ 5 производителей), перспективы Motorola что в Китае, что в Европе (да и в США) выглядят довольно слабыми. И вообще, откуда у Lenovo столько денег, скупать аппаратные подразделения IBM и вот теперь еще Motorola? (наверняка китайское правительство подкидывает).
В любом случае, мне кажется, что сделка для Google больше положительная — они продемонстрировали, что умеют признавать ошибки, избавились от гири на ноге в виде ежеквартальных убытков Motorola, и сохранили самые интересные части компании, включая патенты. Против Apple это вряд ли сильно поможет, но мелких патентных троллей будет отпугивать. Посмотрим, что там дальше союз Google+Samsung нам покажет.