Apple против Adobe: Flash over

Стив Джобс бы, конечно, порадовался таким новостям. Adobe, еще в ноябре прошлого года объявившая о том, что прекращает разработку мобильной версии своей технологии Adobe Flash, в этот раз объявила, что теперь-то уж точно все-все, и с 15 августа планирует убрать мобильный плеер Flash из Google Play, так что новые пользователи даже не смогут установить его.

В принципе, даже логичный шаг для Adobe после того, как оказалось, что на Android 4.1 Jelly Bean даже нельзя установить плагин Flash для браузера. Насколько это логичный шаг для Google, которая потратила немало маркетинговых усилий (и, видимо, денег), доказывая важность Flash и ущербность iOS в связи с тем, что тот самый Flash там отсутствует, история умалчивает. По крайней мере, Adobe уже подтвердила свои намерения дальше двигаться в направлении HTML5 для планшетов и смартфонов, что, я думаю, означает, что в будущем и “обычный Flash” ждет похожая судьба — за ненадобностью, так как большинство пользователей в перспективе перейдет на мобильные устройства.

Сейчас забавно перечитать свой же комментарий к переводу письма Джобса о Flash, которое тот написал более двух лет назад, поясняя причины, по которым Flash отсутствовал на платформе iOS.
[ad#intext-inside]

Стив Джобс не очень часто публикует открытые письма на сайте apple.com (наверно, справедливо будет назвать этот сайт личным блогом Джобса). Но когда он это делает, то это производит эффект разорвавшейся бомбы и, как правило, приводит к каким-то радикальным изменениям в направлении, которого касалось это письмо. Помню, как в прошлый раз, после публикации его письма “Мысли о музыке“, в iTunes Store наконец-то отказались от DRM для музыки. Так что у его нового письма о Flash есть шанс тоже стать серьезным толчком к тому, чтобы в отношении Flash стали происходить серьезные изменения.

Я, конечно, уже тогда надеялся на серьезные изменения в Flash, но я не думал, что через 2,5 года его просто не станет. Отдельная ирония заключается в том, что команда Adobe анонсировала эту новость почти день в день с началом продаж первой модели iPhone пять лет назад. Надеюсь, это их проявление чувства самоиронии или чувства юмора.
Да, я знаю, что я уже неоднократно писал о Flash, о его угасании на мобильных платформах, о проблемах производительности — да много о чем, только позитивных новостей о мобильном Flash как-то особо не было. Он очень тяжело “пришел в этот мир” — Adobe очень долго обещала поддержку мобильного Flash, несколько раз переносила дату запуска, и наконец-то выпустила первую публичную бета-версию в апреле 2010 года. К тому времени, напомню, iOS присутствовала на рынке почти три года, и все эти три года сопровождались бесконечными наездами ненавистников iPhone, ставивших в списке главных недостатков iPhone на первое место именно отсутствие поддержки Flash. Думаете, если бы Apple дала доступ Adobe, он бы быстрее появился, чем на Android? Неужто Adobe кто-то мешал писать его для Android? Я более чем уверен, что Google активно им помогала в этом. И все равно бета-версия, появившаяся в апреле 2010 года, была глюкавой, тормознутой, а большинство Flash-контента в интернете — не оптимизированным для сенсорного управления. Но виноватой в отсутствии Flash на iPhone, конечно же, оставалась Apple.
[ad#intext-inside]
В итоге, как бы не критиковали Джобса за то письмо о Flash, он в итоге оказался прав. Причем практически по всем пунктам. Flash, доступный на других устройствах, все равно не обеспечивал того самого “полноценного веба”, как сообщали в маркетинговой информации конкуренты Apple, пытаясь наскрести хоть какие-то конкурентные преимущества против iPhone и iPad. Теперь же все, страничку истории под названием “мобильный Flash” можно закрывать, и начинать ждать, когда туда же последует и страничка про обычный Flash. Сколько вы ему еще дадите? Год? Два? Пять?


Discover more from alexmak.net

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

15 thoughts on “Apple против Adobe: Flash over

  1. Как только Адоб доведет до ума инструменты для разработки того-же но в HTML5, так сразу можно будет ожидать.

  2. По мне так и у html5 не лучшая перспектива в мобильниках.
    Большинство пользователей мобильных устройств используют приложения. И почти все делают для своих сайтов прилки. И очевидный шаг Adobe прекратить поддержку в мобильном браузере и сконцентрироваться на поддержке Air, который позволяет делать приложения для Android и IOS. 
    Flash не превзойдет может других, но более универсального инструмента разработки нету. На чем можно еще написать и для браузера, и для десктопа, и для мобильных.
    А что все так прыгают вокруг html5, да работает он в браузерах, причем не во всех и с не меньшими тормозами. Так до сих пор нету нормального ide для разработки.  

    • Не для каждого сайта уместен нативный клиент под разные мобильные платформы — достаточно просто сделать мобильную версию (с помощью всяких Sencha Touch или PhoneGap, который, кстати, Адобовский) или просто написать нормальный современный html5+css2/3 код, оптимизированный в том числе и под мобильные платформы, если там со стороны клиента не выполняется дикое количество скриптов. Сейчас это совершенно не сложно, используя те же Media Queries, а стоить будет дешевле чем нативный клиент.
      Читать про тормоза и не все браузеры сейчас уже смешно как-то. Если речь идет только о баннерах с анимацией, то да, html5 тут сосет, а флэш впереди планеты всей. Во всем остальном, читать смешно, да. Ровно как и про IDE для html5+css3 — какое, нафиг, вам IDE нужно для этого?

      • Георгий, дешевле, оно конечно, да. НО – хороший клиент всегда завязан на сервер. И с точки зрения необходимого каждый 2-3 года переписывания веб-морды, – потратиться на приложение (которое по сути та же UI-морда) это не есть разница в более чем 15%. Для различных индустрий по-разному, конечно.
        Но нативниые приложения более полезны на iOS, чем веб-приложения: вследствие более глубокой интеграции со всеми особенностями/возможностями устройства.

        • Еще раз, это все зависит от конкретного сайта, конкретной аудитории и того функционала, который этот сайт этой аудитории предоставляет. Да, сейчас есть тенденция, когда крупные проекты для мобильных платформ делают клиенты, но не надо это из этого делать правило — для большинства сайтов в сети хватит простого
          Media Queries для мобильной версии (плюс вывод иконки на рабочий стол, чтобы обеспечить быстрый доступ к сервису).
          Но это один момент. Факт того, что мобильный Flash сдох не успев родиться и на его могиле радостно прыгают HTML5 с CCS3 никак не отменяет того факта, что есть еще тот же Air, который жив и ровно дышит. Только вот некоторые товарищи (у которых, если посмотреть, написано Flash developer) активно не хотят разделять мух и котлет, продолжая генерировать какие-то странные аргументы про универсальность разработки, скорость и безглючность (раз в противоположном обвиняется html5/css3) в пользовательском (а не девелоперском) контексте, когда любому девелоперу пора понять простую вещь: с подачи Apple индустрия давно перестала скакать по сцене с воплями «Developers! Developers!» — ее теперь заботят пользователи. А в этом ключе, через какие там тернии приходится проходить девелоперам (и их заказчикам) ради того, чтобы пользователь отдал денежку — дело десятое. Особенно, если это не нормальный разработчик, а какой-то ленивый кодер, который зациклен на какой-то универсальной технологии, вместо того чтобы выучить нативные для платформы инструменты и технологии — это к разговору о глубокой интеграции с устройством.

          • Горгий, я говорил _только_ о том, что нативные приложения вытеснят веб-приложения рано или поздно. Неважно iOS это или Android. 
            Фрагментированность во всех возможных местах Android тормозит девелопинг на эти устройства, и существующие сервисы скорее пройдут цепочку web-приложение-нативное приложение для iOS-нативное приложение для Android.
            Но мне сложно придумать область в которой нативный клиент будет заведомо хуже, чем web-версия. Ну честно, минут 10 думал, – не смог придумать. 🙂
            А ведь с точки зрения руководства, что в web-версию вбухивать денег, что в нативную, – всё равно затраты. И уж лучше их нести на профитную и стабильную платформу, а не на зоопарк.

  3. Проблема в том, что Apple не просто  заинтересована в отсутствии поддержки Flash она  заинтересована в отсутствии поддержки любой технологии, могущей конкурировать в написании приложений с Xcode/Mac/App Store. Эдакий инквизитор, воюющий против любых проявлений инакомыслия.
    Да, формально HTML 5 поддерживается, но честно говоря – плохо, альтернативные браузеры, использующие другой движок рендеринга – на платформе невозможны. Javascript даже в простых сценариях, связанных с обработкой графики – страшно тормозит. Любые попытки выпустить что-то похожее на альтернативную платформу пресекаются. 
    И думаю это в итоге сыграет с Apple дурную шутку, в скором времени превратив все iOS-устройства в подобие Dumb Phone, в сравнении с Android и Win 8. Другое дело – успех показал, что возможностей для чтения контента и базовый набор мультимедийных функций – более чем достаточно для успеха у широких масс, которые просто начинают скупать все с яблоком на корпусе, не разбираясь особо зачем это.
    По Flash можно только скорбить, такого количества возможностей у HTML 5 нет, и вряд ли они даже планируются, а кроссплатформенность, да в общем то и скорость в интерактивном контенте была много выше, чем у аналогичной связки из HTML 5/CSS3. 
    Кроссплатформенность (и единообразие работы flash-контента) была действительно важным преимуществом Flash. Теперь её нет, это добавит головной боли разработчикам, глюков пользователям, ну тем , кто сможет этот HTML 5 вообще  увидеть, и это точно будут не адепты Apple.

  4. Какой полет фантазии и какая демонстрация оторванности от текущих реалий. Тоже, поди, flash developer.
    Во-первых, писать приложения под iOS можно не только на Obj-C/Xcode. Только вот использование нативных технологий обеспечит лучшую интеграцию приложения с операционной системой и возможностями девайса. Хотя да, это ж целый подвиг Геракла для ленивых кодеров — что-то там учить еще в дополнению к уже выученному скриптовому языку.
    Во-вторых, HTML5/CSS3 в мобильной Сафари поддерживается хорошо. А тот факт, что сторонние браузеры вынуждены использовать Сафари для рендеринга — это плюс и для пользователя, и для разработчика мобильной версии для iOS. Потому что он получит единственный возможный и отличный результат рендеринга кода; а пользователь, через какую оболочку с вкладками он не взаимодействуй с сервисом, получит отличный и предсказуемый результат. Что касается тормозов скриптов — это вопрос к разработчикам, которые не в состоянии оптимизировать то, что лезет в мобильный клиент пользователя; или используют js для того, для чего они не приспособлены.
    В-третьих, кроссплатформенность флэша была и есть только на десктопе. В мобильных устройствах это просто нерабочая технология. А учитывая, что в последнее время классический flash — это рекламные баннеры и передача видео (привет h.264, который есть на практически любом видео-хостинге: от ютуба до порносайтов), становится вообще смешно от этих сказок. Использованию флэша в промо можно сказать «пока» — все реже и реже, потому что, сюрприз-сюрприз, все те же мобильные устройства и SEO. Что там еще осталось? RIA? В какой SaaS не плюнь сейчас — практически везде работа с сервисом обеспечивается html/css/js (потому что и разрабатывать проще, и поддерживать и расширять + работа на практически любом мобильном устройстве).
    Так что не надо этих сказок про величие flash в предоставлении контента в вебе. Тот факт, что flash установлен на 99% компьютерах не значит, что он активно используется сейчас для предоставления доступа пользователя к контенту или сервисам.

    • Да я вообще всю свою сознательную компьютерную жизнь использую разные флеш-блокеры и ни разу у меня не возникало неудобства из-за отсутствующих на страницах баннеров

    • Проблема в том, что кроме проигрывания видео flash это ещё и полноценная технология веб-приложений. НО! Сюрприз-сюрприз, она бы конкурировала с нативными приложениями. Canvas при поддержке технологий со стороны железа и вовсе способен на ещё большие вещи с OpenGL, к примеру. НО! Сюрприз-сюрприз, ничего из этого не работает на iOS Safari. Ну и конечно же тормозной и не поддерживающий эти технологии движок Safari навязывается Apple сугубо из-за заботы о пользователях.
      Насчёт оптимизации – откститесь, движение и масштабирование и блендинг прозрачности – банальнейшие вещи тормозят так, как флешу и не снилось. Этоне проблема разработчика, это сознательный саботаж поставщика платформы и попытка огородить свою экосистему бетонным забором. История помнит немало таких попыток….правда ещё никогда огораживание не выполнял столь успешный на рынке игрок. Тем не менее мне кажется, что время Apple за это таки накажет.

  5. Просто вы никогда не оказывались в ситуации когда у вас только телефон, а нужный сайт написан на презренном флеше, но вот инфа с конкретного сайта нужна прям сейчас, немедленно и это вопрос жизненно важный. Так что пока такие сайты есть,  пусть хоть какой кривой и глючный, но но флеш в телефоне  должен быть. На всякий случай. Меня несколько раз уже  выручало. 

Leave a Reply to Андрій ПавлосюкCancel reply