и, наверно, последний раз о мертвых…

Пока я много работал, мотался туда-сюда и вообще всячески был занят, на Appleinsider.ru опубликовали, можно сказать, прекрасное — откровения специалиста по Flash, который в интервью доказывает нужность и важность этой технологии, и рассказывает всевозможные мифы, сказки и небылицы по этому поводу.
Совершенно очевидно, что AppleInsider.ru подобные статьи нужны для трафикогенерации (“Ах, адепт Flash рассказал о том, что это лучшая в мире технология, а Джобс врал!”), а человек, потративший на эту технологию 10 лет своей жизни, будет доказывать ее необходимость и незаменимость. Но некоторые места в этом интервью настолько прекрасны, что мне захотелось их прокомментировать отдельно. Свое мнение по этому поводу можете оставлять при себе в комментариях. А вообще для пятницы, по-моему, самое то.

Привет, для начала расскажи немного о себе?
Я занимаюсь Flash-технологией больше десяти лет. Из них больше пяти лет проработал в студии Лебедева. Удалось поучаствовать во многих интересных проектах. Самым значимым для меня был проект Олега Пащенко http://conclave.ru — вы, скорее всего, его уже видели. Обязательно занимаюсь open-source проектами, помогаю начинающим программистам, модератор профессиональной группы ruFlash.

Все говорит о том, что мнение будет объективным.
[ad#intext-inside]

Во Flash, если ты сделал проект, то можно даже не проверять, как он будет работать на других платформах. Учитывая то, насколько дорого стоит сейчас труд программиста и насколько тяжело найти квалифицированных специалистов, это неоспоримое достоинство.

А еще человек — оптимист. Проверять нужно все и всегда.

Какие плюсы предоставляет Flash современному разработчику?
Это развитая технология, имеющая массу инструментов, в том числе и бесплатных. Хороший, современный объектно-ориентированный язык программирования. И целая серия возможностей, недоступных разработчикам других платформ.
К примеру, можно сделать приложение и опубликовать его как десктопное, браузерное и мобильное. Я не знаю ни одной технологии, способной на это.

ORLY? Как раз сегодня читал описание Unity3D:

Using Unity, you can publish your game on the following platforms:
Mac OS X App, Windows Executable, Web Browsers (using the Unity WebPlayer), iPhone, iPad, Android phones and tablets, Wii, PS3 and Xbox 360

Удивительно, до чего дошли технологии.

Нужно сказать и про P2P. Благодаря ему у разработчиков есть возможность создавать видеосервисы, не нагружающие сервер. Сложив это с шикарной производительностью сжатия и распаковки видеопотока, ожидаем целый ряд новейших сервисов с использованием видео.

Ожидаем-то ожидаем. уже много лет ожидаем. Но пока как-то только стриминг через плагин осилили, который на Маках и Линуксах отжирает 146% процессора.

И думаю, что в ближайшее время они также могут реализовать многопоточность — это очень ожидаемая разработчиками возможность, а Adobe обычно оправдывает ожидания.

В этом месте мне стало так смешно, что я даже не был уверен, смогу ли я продолжать комментировать эту статью дальше. Особенно мне почему-то запомнилась ситуация, когда выходил планшет Motorola Xoom, у которого одним из маркетинговых преимуществ была поддержка Adobe Flash. И сайт про Motorola Xoom был написан на Flash. Только вот в сборке Motorola Xoom, поступившей в продажу, Flash не было — Adobe не оправдала ожиданий и не успела выпустить мобильную версию Flash для Android вовремя. Наверно, это просто очень необычно для Adobe. Остальные факапы с задержкой выпуска версий мобильного Flash не стоит, пожалуй, вспоминать.

Является ли HTML5 такой уж полноценной заменой Flash, как обещает Apple?
Объявленная в HTML5 функциональность, по сути, сильно урезанная функциональность сегодняшнего Flash, которая будет реализована дай бог лет через пять. Разумеется, в разных браузерах она будет работать по разному. И учтите, что Adobe эти пять лет спать не собирается. К тому же, если JavaScript останется таким же убогим, как сегодня, то говорить о замене Flash не приходится вовсе. Устаревший язык программирования станет серьёзным ограничителем.
За время моей работы это уже третий или четвертый «убийца» Flash. Но в данном случае это даже звучит смешно — Apple и другие игроки не заинтересованы делать полноценную замену Flash по той же причине, по которой выдавили Flash из мобильных браузеров.

С этим пока сложно спорить. Действительно, HTML5 на данный момент существенно отстает по возможностям от Flash, но надо не забывать, что Flash развивался более 10 лет до того состояния, в котором он существует сегодня. HTML5 начали продвигать когда, года 3-4 назад? Да, по возможностям он отстает, по инструментам тоже, поддержка на разных платформах пока хромает, но как минимум сам факт наличия альтернативы существенно стагнировавшему последние несколько лет Flash — это уже хорошо. А такая альтернатива, которая заставляет Adobe сильно шевелить булками — вообще замечательно.

Apple весьма невзлюбила Flash, как ты думаешь — почему?
Цель не только Flash. И это не вопрос любви и ненависти. Просто бизнес. Apple получает миллиарды со своего App Store и сделает всё, чтобы ни одна технология, а не только Flash, не смогла предложить конкурирующие возможности в мобильных браузерах. Контрольный вопрос: работает ли SilverLight в мобильных браузерах?

Конечно, бизнес. Почему Apple должна активно поддерживать чужую технологию, к которой тем более много технических претензий, да еще при наличии вполне актуальной своей технологии (Xcode+ObjC+App Store)? Кроме этого, это дает возможность контролировать experience на платформе, что немаловажно, учитывая претензии к Flash.

Собственно это я считаю покушением Apple на мою свободу и, при всём моем уважении к ним, считаю, что они виновны в использовании своего конкурентного преимущества на рынке смартфонов для того, чтобы жестко пресечь конкуренцию платформ для мобильных приложений. На моей памяти это первое такое глобальное и серьёзное ограничение наших прав в Интернете. Всё для того, чтобы выдавить пару лишних долларов из вашего кошелька в их магазин.

Как будто у Apple монополия на рынке смартфонов. Нужен тебе Flash на мобильном устройстве — вали на другую платформу… ааа, ой, действительно… То, что Adobe перестала поддерживать мобильный Flash, тем самым расписавшись в своей профнепригодности и в том, что эта платформа не подходит для мобильных устройств, не оспаривает уже даже сама Adobe, но Flash-фэнбои (ну должен же я когда-то тоже кого-то обозвать “фэнбоем”) продолжают об этом спорить. И когда Flash на мобильном Android еще был жив (хотя вряд ли это была полноценная жизнь), можно было валить туда и наслаждаться всеми своими правами в интернете по самое немогу. Выдавливая из себя скупую мужскую слезу от тормозов и глюков

Ведь, если вы сможете играть в игры и использовать Flash-приложения в браузере бесплатно, то не будет нужды покупать платные аналоги

Я правильно понимаю, что разработчикам на Flash не нужны деньги и они питаются божьим духом, а результаты своего труда готовы отдавать всем бесплатно?

Из стандартных «обвинений», которые вменяют Flash в Купертино — повышенное энергопотребление, неприемлемое для мобильных устройств. Так ли это?
Это ложь. Если бы это было истинной причиной, то им следовало бы начать с запрета HTML5, который при прочих равных условиях показывает и худшую производительность и большее потребление. Еще раз повторюсь, это финансовый вопрос и к свойствам технологии не имеет ни малейшего отношения.

И еще раз повторюсь — ORLY? То-то буквально в каждой статье с рекомендациями по оптимизации времени работы телефона от аккумулятора одним из пунктов обязательно идет пункт “отключите Flash”. PC Magazine прямым текстом пишет, что одной из причин по прекращению поддержки мобильного Adobe Flash стала его проблема с отжиранием времени работы аккумулятора в телефонах с Android (где, признаем, с временем работы от аккумулятора и так все плохо). Или же автор подразумевал, что поскольку батарейка на Android так быстро садится, то типа и неважно, Flash ее сжирал или не Flash — все равно незаметно? Ну а Adobe, конечно, по простоте душевной после отказа от дальнейшей поддержки Flash сказала, что сфокусирует свои усилия на HTML5 — дураки, наверно.

Еще одна «причина» отсутствия Flash на iOS — якобы повышенная уязвимость платформы. Или все не так плохо?
Вы когда-нибудь слышали о вирусе, распространявшемся через Flash? Я — нет. Вирусы, конечно, писали, но такие, из серии «я бедный вирус, установите меня, пожалуйста». Что касается вопросов политики безопасности данных, то и тут Flash один из лидеров.

Давайте отделять котлет от мух. Есть понятие уязвимости, а есть понятие инструментов, использующих эти уязвимости. И в плане наличия этих самых уязвимостей у Flash все плохо. Или хорошо — это как посмотреть. Месяца не проходит, чтобы Adobe не выпустила “срочный патч, исправляющий критическую уязвимость”. Для интереса — список уязвимостей Adobe Flash, изучайте матчасть.
Теперь же что касается “вируса, распространявшегося через Flash”. Человек явно не очень хорошо разбирается в вопросах безопасности — даже я, не эксперт, понимаю, что не нужен вирус для того, чтобы использовать обнаруженную и неисправленную уязвимость для противоправных действий. Но можно для интереса изучить отчет Symantec об угрозах в интернете за 2009 год, где проблема безопасности Adobe Flash по исполнению удаленного кода была названа второй наиболее атакуемой уязвимостью в 2009 году. А так — да, о вирусах мы не слышали.

В противном случае, популярность Flash была бы не близка к 100%, а стремительно валилась бы к нулю.

Ведь миллионы мух не могут ошибаться. Ведь так? Никто не спорит с тем, что в свое время Flash был единственным вариантом предоставления rich internet experience в сети, поэтому он набрал свои 96 или сколько там процентов. Но на сегодня это не так и дальше ситуация будет меняться вовсе не в пользу Flash, особенно в свете развития и популяризации мобильных технологий.

Источник мнения о повышенной уязвимости, как ни странно, сами производители Flash — вначале Macromedia, а затем и Adobe. Чтобы пользователи быстрее переходили на новые версии плеера, они активно писали о незначительных уязвимостях старых. Вот и дописались.

Мне кажется, даже самые отъявленные фэнбои Apple или Android не могут генерить такого бреда. Особенно хорошо это смотрится на фоне информации из абзаца выше. “дописались”, ога.

Хотя, подчеркиваю, несмотря на огромную популярность платформы, мы не знаем случаев эпидемий, распространяющихся через Flash.
Более того, приложение исполняющееся в песочнице браузера, не обязано быть безопасным. Это задача и ответственность браузера.
Так что, если вам говорят об уязвимостях Flash, обязательно уточните, какой браузер позволяет так плохо себя вести чужим приложениям в своей песочнице.

Про эпидемии я уже написал выше. Приложение, исполняющееся в песочнице браузера, действительно может быть каким угодно — мы же не можем заставить всех криворуких программистов писать правильно и безопасно. А вот плагин, исполняющий это приложение — Flash, Java, что угодно — мог бы и следить за тем, чтобы не оставлять дверь для злоумышленников распахнутой настежь. Даже если этот плагин (Java) разрабатывается производителем системы (да-да, Apple, я смотрю на тебя).
[ad#intext-inside]

В итоге, Flash не будет использоваться на мобильных платформах Apple?
Не совсем так. Flash уже используется разработчиками приложений для мобильных платформ, в том числе и для Apple. Просто такие приложения компилируются и попадают к вам как обычные приложения — через App Store.
Что касается браузерных приложений и игр, то да, похоже, что не будет.

Те три с половиной калеки в виде приложений, сделанных на Flash и экспортированных в iOS-приложение ленивыми разработчиками, не желающими изучать новые технологии, конечно, могут гордиться собой. Но гораздо интересней, что человек до сих пор не осознал того факта, что Flash не будет использоваться не только на мобильных платформах Apple, а на мобильных платформах вообще. Да, RIM там что-то заявляла, что она будет поддерживать свою версию мобильного плагина Flash, но это достойное партнерство двух умирающих технологий, которые решили кануть в Лету, крепко держась за руки. Но когда даже Adobe уже отказалась от мобильного Flash как от нелюбимого ребенка, а такие фанаты продолжают говорить о происках Apple и искать виновых только среди Джобса, то это выглядит как минимум забавно, а попросту — смешно. Так что спасибо AppleInsider за публикацию этой развлекухи.

29 thoughts on “и, наверно, последний раз о мертвых…

  1. Порнобизнесс убил флэш,а не те 100500 причин что здесь оглашены 🙂 Вообще хтмл5 на примере Ютюба пока работает как говно(может это конечно криворукий гугл виноват,фиг его знает),заставляя взывать кулеры моего хилого ноутбука,в то время как на флэше все работает очень гладко,процессор почти не грузится.

    • есть подозрение, что кривые руки у гугла, так как у vimeo все отлично вообще. 

      • кстати, по поводу кривохитропопого гугла. очень бесит промоакции хрома на ютюб, когда если в браузере не установлен флеш плеер, для многих видео появляется надпись “This video is currently unavailable”.
        к счастью, есть нехитрый твик: в Safari нужно поменять User Agent на iPad, и видео, которое “unavailable”, уже прекрасно показывает )))

    • Неудачный пример Youtube, это же триал – http://www.youtube.com/html5/
      Если сильно глючит, то лучше отключить и использовать что-нибудь типа clicktoflash или clicktoplugin – гораздо шустрее работает в Safari.
      А вообще да, в Vimeo таких тормозов не замечено.

  2. На Мас ситуация ровно обратная. Flash заставляет гудеть МасBook как потерпевшего, а при html5 нагрузки нет совсем никакой 🙂

  3. >Цель не только Flash. И это не вопрос любви и ненависти. Просто бизнес. Apple получает миллиарды со своего App Store и сделает всё, чтобы ни одна технология, а не только Flash, не смогла предложить конкурирующие возможности в мобильных браузерах.
    и поэтому Apple продвигает HTML5 и имеет каталог веб приложений http://www.apple.com/webapps/
    пиши любые веб-приложения, но без флеша, только и всего

  4. Я бы добавил пункт о перспективности технологий.
    Flash разрабатывает одна компания – Adobe.
    И вот список компаний, входящий в состав w3c – http://www.w3.org/Consortium/Member/List.
    Ну и динамика развития обеих технологий говорит сама за себя – посмотрите за тем, как активно развиваются JS движки для браузеров – там настоящая гонка.

    • Эти комитеты страдают херней большую часть времени, особенно когда возникает какая-нибудь спорная ситуация. Пример из другой области – новая версии java выходят постоянно, а нового стандарта с++ ждали 10 лет и получили страшное не пойми что. 1 разрабатывает компания, 2 – комитет

  5. Я смотрю Alex’у не хватает трафика 🙂 
    Оба (Иван и Алекс) сильно некомпетентны в технологиях, что обсуждают. Видно, что господа давно сами ничего “руками” не делали. Одно заявление Алекса про то, что Флеш стагнирует последние годы – ну ни в какие ворота, после “пинка Джобса” флеш-платформа дорабатывается и обновляется стахановскими темпами. Иван же плавает в HTML5 смешивая все понятия в кучу.
    Я (как Flash/HTML5 разработчик) скажу вам так, сравнивать обе технологии нет смысла вообще, да и… наплевать на чем сделан продукт, главное чтобы он работал, не правда ли?

    • вам не кажется, что вы противоречите себе? если мое заявление о том, что Flash стагнирует, ни в какие ворота не лезет, то почему вообще возникла ситуация, что Flash стал дорабатываться после “пинка Джобса”. А до этого что было? 

      • До этого (2005-2008 года) Флеш действительно стагнировал, Адоби купили Макромедию (чтоб за это у Элопа вырос на жопе страшный прыщ), половину спецов разогнали, нанали бестолковых индусов, считали себя королями веба и нифига не делали.
        А вот за 2010-2011 год флеш-плеер был существенно переработан, впендюрено столько всего, сколько за 10 лет не было впендюрено. Теперь это отличный кросс-платформенный рантайм, да вот только карма испорчена говнобаннерами и криворукими индусами.
        Технологиями надо интересоваться, а не хаять, а уж историю возникновения и развития технологий и подавно знать надо.
        Вы, например, помните противостояние Apple Media Tool и Macromedia Director? Есть соображения почему победил Director?

        • Так знает он историю, ты сам пишешь что флеш таки стагнировал года три минимум.
          А что там после того было допилено – этого элементарно не видно. Что значит хотя-бы этот “отличный кросс-платформенный рантайм”? Флеш и раньше был “кросс-платформенным” настолько, насколько мог. Что изменилось – какие новые платформы были покорены? И почему это он теперь “отличный”, когда на Линухах и Маках как были проблемы с высокой нагрузкой на проц, так и остались. Я как пользователь не увидел никакх изменений – может код переписали вообще целиком, да толко толку не заметно.

          •  Нет никакой нагрузки на процессор, вы о чем? С версии 11.0 флеш потребляет минимум ресурсов на всех платформах.
            “отличный кросс-платформенный рантайм” – здесь акцент на “отличный”,  это значит работает хорошо, ресурсы не жрет, имеет широкий функционал.

          • У меня как тупил так и тупит. Великоват минимум, видимо.
            Но пусть, пусть даже я поверю что флеш бегает и мне показалось. Что еще изменилось с точки зрения конечного пользователя? В чём заключается “широкий функционал”?

          • Не надо ля-ля, ситуация радикально изменилось. Проверяется просто – Сафари, Активити Монитор и ставим разные версии флеша, от 9-й, до 11-й. Цифры все показывают. Даже на говнобаннерах сделаных криворукими студентами видно как снизилась нагрузка на cpu. А уж видео вне конкуренции, H.264 флешом крутится намного менее ресурсоёмко нежели браузерной
            Насчет “широкого функционала” – читаем what’s new по каждой версии. Технологию надо изучать и осмысливать, а не то что Вася сказал на перемене.
            Кстати Джобс (или кто-то из его команды) детально изучил флеш и выделил абсолютно верные минусы в технологии, на 2008 год (или когда там его письмо было) все обстояло именно так. Адоби хоть и обиделись, но напряглись реально и что касается прожорливости сильно все доработали.

  6. AАлексмак стал писать в стиле Грубера и Сиглера – с комментариями! так веселее,чем просто переводы 🙂

  7. Весь срач относительно флеша касался мобильного видео. Как только ютуб, вконтакт и прочие порносайты перешли на mp4  вопросов к флешу почти не осталось. Ставить себе кривой плагин ради говноигр и сайтов автопроизводителей? Спасибо, не надо.

    • Еще один “специалист”. Видео – это лишь один момент. MP4 видео, кстати, отлично играется флеш-плеером с заметно меньшим поеданием ресурсов нежели в браузере с поддержкой тэга
      Главный момент – говнобаннеры. Проблема в том, что каждый говноаниматор может выставить 999 fps якобы “для плавности движения” своей фигулины, и это начинает разгонять вентиляторы компьютеров. И это главный фэйл технологии, интерпретатор работающий с покадровым таймлайном требует ресурсов намного больше нежели компилированное приложение – это плата за доступность технологии.
      Второй момент, флеш – это средство запуска игр и приложений, причем Adobe пытались создать свою модель дистрибуции, разумеется в обход Аппсторов и Маркетов и естессно без контроля Эппл и Гугла.

  8. А я думал, что я чуть ли не единственный, кто увидел в этом интервью адский бред по всем фронтам. Спасибо, поржал 🙂

  9. ОК, пройдемся по пунктам: 
    1. “Все говорит о том, что мнение будет объективным.” – 
    Нет, конечно же, более объективным будет мнение человека, на гаджетах которого эта технология запрещена из маркетинговых соображений. Лол.
    2. “…сайт про Motorola Xoom был написан на Flash. Только вот в сборке Motorola Xoom, поступившей в продажу, Flash не было — Adobe не оправдала ожиданий и не успела выпустить мобильную версию Flash для Android вовремя.”
    И кто от этого умер? Сайт про Xoom был написан для его БУДУЩИХ, потенциальных владельцев, и смотрели они его в 99% случаев с ПК. Зачем мне, уже купив Xoom, читать о том, какой он клёвый? Я и так увижу.
    3. “Using Unity, you can publish your game on the following platforms:” – а что это – Unity? в первый раз вижу это название.
    4. “Но пока как-то только стриминг через плагин осилили, который на Маках и Линуксах отжирает 146% процессора.” – так может, в маках и линуксах что-то подправить?
    5. ” HTML5 начали продвигать когда, года 3-4 назад? Да, по возможностям он отстает, по инструментам тоже, поддержка на разных платформах пока хромает…” – ну вот когда догонит и перестанет хромать – тогда и начнете хоронить флеш. А то всё впереди паровоза, понимаешь…
    6. “И когда Flash на мобильном Android еще был жив (хотя вряд ли это была полноценная жизнь), можно было валить туда и наслаждаться всеми своими правами в интернете по самое немогу” – а что, простите, изменилось? на моем планшете сайты на флеше работают точно так же, как и год назад. Опять спешите. 
    И вообще, главный по “хоронить” у нас Муртазин, не отбирайте у него хлеб 🙂

    •  Ну вы тоже, не сильно-то загибайте. Да, флеш, в виде плагина к браузеру, на андроиде есть. Он более-мнее к версии 11.2 вылизан, но годится лишь для видео/баннеров, не слишком навернутых (это значит минимум анимации в 999 fps) сайтов. Какая-нибудь игра от Zynga – практически неиграбельна. И дело как в производительности, так и в заточке под управление мышью.
      А вот смысла дорабатывать флеш под андроид вообще нет, нет ничего такого, что необходимо внедрить. 11.2 версия имеет все что нужно. С ростом производительности ARM-процессоров будет все меньше и меньше тормозов, глядишь, в 2013 году флешовые игры в браузере залетают 🙂 да только это никому не нужно уже будет. Все уже поняли, что на мобильных платформах удобнее приложения. Браузерные версии тупо неудобны и менее функциональны.

    • 2. Как-то в Алматы запускался 3G интернет и везде по городу висела реклама с сайтом jet3g.kz, забавно было, что на сайте был обратный отсчёт сделанный таки на флеше. Ага, наверное тоже с расчётом на тех пользователей, кто дома и на работе смотрит сайт, только нужен ли им мобильный интернет? А на мобильных устройствах не отобразилось на тот момент ни на iPhone, ни на Nokia (родной и Opera), ни на Android, только на Windwos Mobile, но что самое смешное, оно не масштабировалось на экран, можно было видеть просто чёрную область, а чтоб увидеть отсчёт нужно было скролить. 
      3. Известный движёк на базе которого на мобильные платформы (и не только) уже вышло более сотни игр. 
      4. Наверняка подправили бы, если бы Flash был Open Source 🙂
      5. HTML5 до сих пор еще не принят как стандарт и поэтому каждый пытается перетянуть одеяло на себя.

  10. Злой ты. Взял мертвого отпинал. ))
    А автор в сущности прав в одном. Аналогов нету. Как сделать, чтоб у наперсточника, развлекающего народ на базарной площади, пока он пописать отойдет его ушлые коллеги с вокзала не подрезали наперстки? В смысле игру из вконтакта. 

  11. после беглого просмотра комментов тут и на неком appleinsider.ru (название откровенно смешит), понял простую идею сторонников Флэша – Apple отобрала у них воможность срубить бабла на халяву (а что, обязана была дать такие возможности?). мне это напомнило Женю Каспёрского, которого просто пучит от того что Apple-юзеры не покупают его антивирус, а Apple отказала его компашке в эксклюзивном доступе к iOS, объяснив что существует только одна версия SDK.
    Флэш-фанат Ваня (с которым и было интервью) приводит кучу аргументов, противоречащих друг другу,,, Один вопрос, на который я не видел ответа – зачем юзеру Флэш, на мобильной платформе? Приведенные примеры опупенных Флэшовых продуктов, все, расчитаны на управление мышкой и экран в > 20″. Нахрена оно надо в браузере на мобильных девайсах? Для порнушки и рекламных банеров? Спасибо, не надо. Для чего еще? Вместо рассказов о том как здорово запускать что-то в Ведроидном браузере, на 4″-4.5″ экране, покажите мне такие проекты, только не один-два, а ну десяток-полтора толковых продуктов, разработаных с учетом того что запускаться они будут на экране в 4″ (+/- сколько десятых дюйма) и оправляться будут одним, максимум двумя ПАЛЬЦАМИ, а не пятерней + мышиный курсор. Ведроид – достаточно популярная платформа. Флэш там есть. Почему нет продуктов?

  12. Пока вы разговариваете “о мертвых” в последний раз, мне предстоит обновить трупчик более чем на 1000 хостов.

Leave a Reply