Mobile Flash is dead, baby!

(я не тормоз, просто у меня блог не работал) Вчерашней новостью дня, без сомнения, стала информация о том, что Adobe планирует прекратить разработку Adobe Flash (погодите, погодите, куда же вы чепчики зашвырнули — не весь Flash пока) для мобильных устройств.
А прошло ведь всего полтора года с того момента, как Стив Джобс написал свое знаменитое письмо “Мысли о Flash”, после которого в чем его только не обвиняли. В основном, правда, в искривлении реальности и том, что все совершенно не так, как пытается представить Стив, защищая платформу iOS от прекрасного, быстрого, экономного в плане батарейки (да что там, заряд аккумулятора только увеличивался от проигрывания Flash-контента на мобильных устройствах) Adobe Flash. И вот наступил момент, когда даже Adobe признала, что Стив Джобс был прав.

Идиотами, конечно, в этом случае выглядят многие. В первую очередь, конечно, Adobe, обещавшая нам мобильный Flash 3 года и выпустившая его наконец-то для Android в 2010 году в таком виде, что стонали даже самые яростные сторонники компании. Но Google и Android-OEM производителей это не смутило — они продолжали считать Flash существенным рыночным преимуществом телефонов, а затем и планшетов с Android перед iOS-устройствами. Это было настолько неубедительно, насколько может быть. Когда Motorola анонсировала свой планшет-убийцу iPad Motorola Xoom, поддержка Flash была в маркетинговых материалах прописана огромными буквами. Только вот оказалось, что на тех Xoom, которые продавались первые несколько недель, Flash не было — Adobe просто не успела “заточить” Flash с мобильных телефонов на планшет. В итоге на Motorola Xoom было невозможно просматривать сайт об устройстве, потому что сайт был сделан на Flash. Ирония судьбы, нарочно не придумаешь.
[ad#intext-inside]
В итоге забавно, что Adobe выбрала именно тот путь, который ей посоветовал Джобс в своем письме:

Новые открытые стандарты, созданные в мобильную эру, такие как HTML5, победят на мобильных устройствах (и на ПК тоже). Возможно, Adobe надо больше сфокусироваться на разработке замечательных инструментов для HTML5, и меньше критиковать Apple за то, что та оставила прошлое позади.

Компания пообещала сфокусироваться на HTML5 и приложениях на AIR, “упакованных” для соответствующих мобильных платформ. На прошлой неделе я был как раз на конференции, посвященной играм на HTML5, и Adobe там не было видно, в отличие от Microsoft, Google, Zynga, EA и других игроков. С HTML5, надо сказать, все не так уж радужно, как хотелось бы, но с приложениями на AIR, экспортированными, например, под iOS все еще хуже. Как только количество анимированных объектов на экране переваливает за пару десятков, начинаются жуткие проблемы с производительностью. По крайней мере, HTML5 выглядит многообещающе, чего не скажешь про Flash все эти годы, пока Adobe обещала, что “вот-вот выйдет правильный, настоящий и быстрый Flash для мобилок”.
[ad#intext-inside]
Говоря, кстати, о тех, кто попал в идиотское положение (это, как я уже говорил, и Adobe, и Google, и Motorola, и многие другие) с этим мобильным Flash, нельзя не упомянуть нелегкую судьбинушку копирайтеров, которым придется теперь переписывать маркетинговые материалы для своих устройств и убирать оттуда поддержку Flash как преимущество. Хотелось бы также услышать мнение тех аналитиков, которые доказывали, что отсутствие Flash на платформе iOS делает ее “неполноценной”. Но самое главное — что в итоге это решение выгодно всем. Нельзя сказать, что Apple выиграла, хотя Стив Джобс действительно оказался прав. Но выиграли пользователи в конечном итоге — пользователи платформ Android и BlackBerry в первую очередь: теперь никто не будет их обманывать и создавать иллюзии о прекрасном Flash, а все веб-разработчики смогут сконцентрироваться на открытой и доступной всем технологии HTML5.

88 thoughts on “Mobile Flash is dead, baby!

  1. к сожалению, выдавливание флеша из браузеров (что хорошо), происходит за счет создания множества проблем пользователям и разработчикам (что плохо). 

  2. лол, какой ты предсказуемый
    новость, про то как эпплы всосали в суде, замолчал, а про флеш тут как тут, ну я и не сомневался
    в гробу ваш Джобс видал флеш, но в гробу почему-то Джобс, а не флеш. Машинариум вон возглавляет топ Аппстора
    А Адобе в принципе все правильно и красиво сделали

    • если речь идет о немецком суде и injunction против Apple Inc в Германии — то это а) не новость, и б) слишком непонятная, чтобы об этом писать. Потому что вопросы юрисдикции, процедур и почему Apple вообще не подала материалов против этого иска — это все сильно запутывает ситуацию, чтобы об этом писать что-то конкретное. поэтому про “всосала” — это wishful thinking. Машинариум в топе не потому что там Flash, поэтому не надо искривлять реальность покруче Джобса.

      • Машинариум в топе не потому что там Flash – а давай выслушаем начальника транспортного цеха?
        We don’t know any other tool for making such rich and interactive animations like Flash. And AIR was for us the only way how to get the game on iPad and other tablets in a relatively short time.
        Jakub Dvorsky, Amanita Designs game designer and director

        • Ну надо же. При этом в топе есть еще 99 приложений, хорошая часть из которых была сделана вовсе не на Air, и чо? для этих Air был самым главным способом, для других — нет.

          • это всего лишь говорит о том что не батарейка, высосанная из под ногтя Джобса, являлась причиной ненависти Луноликого.
            Флеш-плеер – всего лишь средство доставки контента, и его, Флеша, заслуга в том, что контент этот настолько качественный, что для его декодирования нужны ресурсы неслабые на стороне клиента. Флеш-видео не жрет батарейку, ее жрет декодирование h.264 потока, смени ты транспорт на html5 – и все пожирается точно так же. А вот когда речь идет о хтмл против флаш, как средство разработки этого контента – вот уж где хтмл сосет по полной в данный момент. Ты как вообще собираешься творить красочный интерактивный контент в хтмл5? В блокноте, чтоли? 
            А вот то что Машинариум (неважно, просто качественный представитель жанра) игрался в браузере и стоил 10 баксов, из которых Джобсу не перепадало ничего – вот где истинная причина ненависти. Теперь Машинариум стоит 5 баксов, из них 1,5 – Эпплу. Красота, оно того стоило

          • Высосанная из пальца? Даже самые упертые красноглазики не спорят с тем, что флэш жрет батарейку. Это какой то отдельный случай, похоже, упертости.
            Best regards,
            Alex Patsay
            Sent from my washing machine

          • опять аппелируешь к кому то, кого здесь нет? что у вас тут за дурная привычка? 

          • Ну прекрасно же. Стоил $10, теперь – $5. Все в плюсе. Потребители – от падения цен, Apple – от своей доли, разработчики – от возросших продаж. Топ AppStore – это тебе не флэш-игрушки торговать, тут денежки пожирнее водятся. А все почему? А потому что главная цель достигнута – добраться до жирного кармана вредного, привередливого покупателя, не желающего лазить по помойкам в поисках флэш игр или мириться с тормозами/батарейками. 

          • а я и сам не знаю, если ущербность айоси по отношению ко всему ЗДОРОВЕННОМУ флашвебу вас никогда не печалила – почему вы тогда закатили тут банкет, а Алекс произносит радостные тосты во главе стола?

          • Как объяснить, что Машинариум на нетбуке  Asus EEE PC 701 просто подвисал, хотя это же нетбук без проблем вопспроизводит h.264 или mkv?

          • Еще интересный момент. В браузере и Zombie vs. Plants вроде неплохо играется, а вот на PS3 демка весит аж 108 Мб, то есть столько же как демка Eden от Pixel Junk или полноценная игра Cuboid. 

  3. Конечно речь идет только о Flash, но никак не об AIR хочу заметить. Adobe все еще следует по пути развития инструментов для разработки мобильных приложений под основные платформы. Хотя, как и было сказано, эйр на iOS жудко тупит.

  4. только клинический идиот может не понимать очевидное 
    Флеш значит говно, и жрет батарейку – но только когда он проигрывается в бразуере, и с этого ЛичноСам не получает бабла
    Но как только это говно завернуто в ipa, и ЛичноСам имеет свои 30% – оно не говно, оно нам надо
    Покайтесь, ибо грядет

    • Чувак, ты бы голову включил (хотя, боюсь, включать нечего) и перестал бы подменять понятия. Если в AppStore отдают ipa, то Apple не может воспрепятствовать этому, если приложение корректно работает. И дело тут не в бабле. Ровно как это никак не отменяет того факта, что флэш как таковой (не приложение, разработанное рукастыми разработчиками и нормально оптимизированное под платформу, а тот, что повсеместно виден в сети) не годиться для мобильных устройств. И сейчас это понимает даже Adobe. Но всякие ебанутые фанаты зеленых роботов с попоболью в заднице, возникающей от одного упоминания Джобса в контексте того, что он оказался в очередной раз прав по какому-то вопросу, продолжают коверкать смыслы.
      А теперь покажи что-нибудь более богатое графикой (особенно 3D) и эффектами, написанное в AIR и сидящее в топе AppStore. Мозги нахрен не нужны тыкать пальцем в Машинариум в отрыве от того, что, собственно, из себя представляет эта игра с технической точки зрения. Ты этим в очередной раз лишь подтверждаешь отсутствие мозгов и неспособность понять суть поста.

      • О, Шляпа-Кащенит, я скучал по тебе!
        А теперь отвечай, сраный кретин. Ты вообще разницу понимаешь между флешем, и флеш-плеером?
        Джобс был не против флеша – игры на флеше появились в аппсторе при нем. Джобс был против ЛЮБОГО СПОСОБА ДОСТАВКИ КОНТЕНТА, КОТОРЫЙ НЕ ПРИНОСИТ ЕМУ ДЕНЕГ! Флеш-плеер – всего лишь один из них, когда же вы это поймете, тупорогие пользователи мобильных терминалов АппСтора!
        Джобсу, Куку, всем кто будет после них – плевать, что внутри ipa, на чем это написано – это по любому 30% которые не пахнут
        Киосов, я же рекомендовал тебе не раскрывать рта в приличном обществе, зойчем же ты выходишь на связь, мудило? 

        • Ниче что изначально Джобс был вообще за веб приложения и против нативных приложений? Вот до сих пор раздел живет http://www.apple.com/webapps неприносящий дохода Эпл. Никто не мешал и не мешает сейчас делать вебприложения. Кстати те 30 % что берет себе Эпл в абсолютных цифрах не столь значима для компании

          • Еще бы. Там львиную долю съедает процессинг, плюс хостинг и все такое. из этих 30% Apple на долларе остается обычно 3-4 цента. Джобс был не за контроль денежных потоков, а за качество экосистемы. Но им этого не понять. Им и Android Market в радость.

          • обыкновенная бредовая каша, не подтвержденная никакими выкладками, голословно, домыслы, hearsay. Особенно умиляет вот это “обычно”. То есть, типа свечку держал.
            Голословность  обычное дело для Человека-Шляпы, но ты вроде умнее немного

          • Эта информация неоднократно публиковалась в сети про iTunes Store.

          • да я тебе таких информаций нарою, закачаешься!
            Apple’s gross margin on the App Store is about 44%, according to Munster, assuming 70% goes to the developer, $0.20 plus 2% of the ASP to the credit card company, and 1% for storage and delivery.

          • ну и? при том, что большинство приложений стоит 99 центов, что эта формула нам дает? какие 44%, блин? 70 центов идет девелоперу, остается 30 центов, из которых 22 цента идет за процессинг, и еще 1 цент — за хостинг. Остается целых 6 центов, из которых еще надо саппорт, налоги и проч. Миллиарды зашибают прям, трильйоны!

          • ты на самом деле расссуждаешь как школьник
            Возьми все выплаты девелоперам за интересующий период (открытая цифра) накинь 30%, вычти 0.2*количество покупок (тоже наверняка в открытом доступе) вычти еще три процента, и сравни с выплатами.
            Полученную цифру никому  не сообщай, но впредь ереси на уровне пятиклассника не пиши в комментах, позор же

          • достаточно посмотреть в топ приложений. большинство из того, что сейчас в топе, стоит 99 центов. можно сколько угодно ссылаться на какой-нить I’m rich за 999 долларов и рассказывать про 20 центов процессинга, но большинство приложений, которые продаются, стоят 99 центов. на них там, конечно, маржа и 144% может составить, не сомневаюсь.

          • но, если ты не умеешь считать, как делают это взрослые дядьки, посчитаем твоими, школьными методами, только возьмем менее протухшие исходные данные
            большинство приложение для айпеда стоит вовсе не бакс, а все пять. Ну согласен, что 5 баксов в среднем – и есть средняя цена для айпедовой нормальной программы? Получается с 5 баксов 1.15 – эпплу. Алекс, пора поднять лапки

          • о да, отличный пример искривления реальности в свою пользу. внезапно мы уже говорим об айпадных приложениях. Может, еще про Маковские поговорим? iPad-ов меньше в разы, чем айфонов, и приложений для iPhone продается гораздо больше, чем приложений для iPad. А приложения для iPhone стоят, как правило, 99 центов. Поэтому если уж считать — то не айпадные, а нечто среднее с существенным перекосом в iPhone, потому что их тупо больше. ок, может быть, не 3-4 цента реально, а в несколько раз больше, но показывать на примере iPad-приложения маржу App Store просто смешно.

          • ты еще скажи что приложения под айфон вообще в убыток продаются, что за детское мышление опять? Все в аппсторе приносит прибыль, разную. В абсолютных величинах она такова, что все макоебы этого блога за десять жизней не заработают

          • нет, гораздо лучше выковыривать из носа мильярдные цифры, которые якобы имеет Apple на бедных девелоперах.

          • И это если Вы пользуетесь Eclipse и на Linux, а не Windows + IntelliJ IDEA с коммерческой лицензией.
            А уж всякие Adobe с Digital Publishing Suite или unreal и unity3d вообще суперприбыли получают, покруче нефтяных и кокаиновых баронов 🙂

          • у меня в хроме при воспроизведении ХД-видео с вимео флешплеером загрузка проца максимум 6%, а по большей части 3-4, свои сказки рассказывай кому-то кто макоси в глаза не видел, ок?

          • знаешь что, дружочег? а не пошел бы ты в жопу? вимео-хримео, большинство смотрит на YouTube и наступает на эти грабли.

          • оно вообще проигрывалось в этом месте? или так, для красоты сделан эффектный скриншот? ври убедительней. при проигрывании того же видео на YouTube у меня Safari показывает 12-14% загрузки. так что Flash говно даже в хроме. 

          • конечно проигрывалось, чтоли я тебя обманывать буду? в 1080р, как и на твоем скриншоте
            бардак какой-то у вас в компутерах, а на флаш косите

          • и да, ты и вправду считаешь что на тщедушном эйре 12-14 процентов загрузки при воспроизведении фулл-хд – это провал флеша? К доктору, если ты и вправду так считаешь
            Ладно, я по доброте душевной тебе подскажу почему у тебя в хроме 28 – у тебя просто два флешплеера играет – системный, и хромой. Дальше сам вылечишь, если захочешь

          • у меня ОЧЕНЬ давно плеер, устанавливаемый Adobe (а не системный) удален из системы, умник. поэтому в Chrome играет только хромой плагин. и да, сейчас у Flash дела с воспроизведением стали получше, когда им дали доступ к хардварному ускорению, но это в последних версиях. до этого было все гораздо хуже. но виновата, конечно, Apple — они же не давали доступ бедному Adobe.

          • Почему у меня Гоблины не тормозили на 286, а Мэшинариум тормозин на компе, который в сотни раз быстрей?

          • и главное никто из вас так и не дал мне ответа – почему один и тот же флаш в двух разных обертках с точки зрения эппла и хорошо, и плохо. Я и не ожидал внятного ответа от вас, убогие

          • Потому что плох был именно Flash-плеер, который Adobe обещала сделать три года. Приложения оказываются не такими ущербными.

          • ну да, и то что флеш-плеер исчез из поставки макоси аккурат после запуска MAS – всего лишь совпадение, правда, Алекс?

          • он везде говно. но хомячки с ведроидами в пингвинами колются, плачут, но продолжают грызть кактус

    • А какая мне, потребителю, печаль с того кто и как делит деньги от продаж программ? Одни плюсы. Разработчиков заставляют придерживаться стандартов – хорошо. Приложения модерируют – отлично, хотя бы троянов не нахватаешь как в маркете. Все покупатели стоят в одну кассу – супер, больше продаж меньше наценки. Разработчикам это не нравится? Ну так проблемы негров шерифа не волнуют, тут рынок покупателя. 

  5. флэш сдох и адобе с ним!:) хотя лично мне с момента выхода первого айфона его мобильный вариант ни разу не понадобился. 

  6. Я бы всем тем, кто делает сайты на флеш, руки-то пообрывал.
    Но к сожалению, подавляющее число интернет-радиостанций пока работают через флеш-плееры, прямая ссылка на поток доступна не всегда. Я телефон на Андроиде специально для инет-радио и взял.
    Кстати о ссылках.  Как я понимаю, есть сложности в HTML 5 по ограничению доступа к контенту. Т.е. HTML подразумевает наличие прямой ссылки на файл. А раз так, то его можно скачать.
    Поэтому пока сервисы, которые показывают лицензионное видео в интернете, не спешат переходить на HTML 5. Да и единого формата видео/аудио так и не сделали ещё. То есть нужно иметь 2 файла в разных форматах, чтобы видео проигрывалось во всех браузерах.
    Когда эти проблемы решат, уверен Амазон будет счастлив сделать HTML 5 плеер и показывать (а значит и продавать) видео и музыку владельцам устройств на iOS. Это ж такая возможность – продавать свой контент на железе конкурента!

    • Но к сожалению, подавляющее число интернет-радиостанций пока работают
      через флеш-плееры, прямая ссылка на поток доступна не всегда. Я телефон
      на Андроиде специально для инет-радио и взял.

      А Tune-In Radio не подходит? Или там плохой выбор?

    • Но к сожалению, подавляющее число интернет-радиостанций пока работают
      через флеш-плееры, прямая ссылка на поток доступна не всегда. Я телефон
      на Андроиде специально для инет-радио и взял.

      А Tune-In Radio не подходит? Или там плохой выбор?

    • Но к сожалению, подавляющее число интернет-радиостанций пока работают
      через флеш-плееры, прямая ссылка на поток доступна не всегда. Я телефон
      на Андроиде специально для инет-радио и взял.

      А Tune-In Radio не подходит? Или там плохой выбор?

  7. а, забыл еще подбросить, держите
    Автор этого памфлета опустил несколько важных фактов
    1. Флеш-плеер будет поддерживаться на текущей версии Андроида
    2. Кто лицензировал исходники – могут заниматься тем же самым. Строго говоря, все “кто попал в идиотское положение” могут писать себе свой флеш-плеер
    3. Блакберри уже заявили о дальнейшей поддержке, Гугле может сделать то же самое, если захочет
    Внимание, правильное название заметки – “Флеш, как ни крути, живее джобса”

      • конечно будут, ведь флеш вообще никуда не делся, кто-то заявлял о прекращении флешплеера для десктопов?

        • О-о-о, значит, флешу как модели единой платформы приходит конец? Предвижу butthurt бедных флеш-программеров, которым светит тестировать созданные флешки в плейерах от разных производителей.
          This flash is best viewed with Google Flash player.

          • Им не привыкать, у них фрагментирование это достоинство. “Свободный выбор” называется.

          • Им не привыкать, у них фрагментирование это достоинство. “Свободный выбор” называется.

    • Ты наверное дебил-линуксоид-извращенец…
      1. текушей версии андроида осталось еще чуть-чуть до конца
      2. строго говоря кому занять себя нечем будут сидеть и писать флэш-плееры.. а у кого интеллект повыше займутся развитием ХТМЛ5
      3. РИМ писал только о текущей а не о дальнейшей поддержке флэш
      + отладка ХТМЛ5 куба проще чем флэш
      Слава богу флэш померу пошел… 
      Если у тебя руки из жопы растут пиши контент на флэше …

      • Мистер Поспешные Выводы 83 года рождения – а ну завали под шконку. У меня в гараже в коробке из под LCII  картошка хранится, известный факт
        Я на этих вашах маках сидел еще до того, как они стали модны в этой стране
        Просто я не умею любить железки, как это делаете вы

        • Флэш умер. И это факт. 
          Не брызгай слюной. Я работаю на разных платформах и у меня нет предпочтения ни к одной из них.
          Можешь и дальше брызгать – есть два очевидных фактора: 1_ хтмл5 работает почти на любом современном браузере без специальных плееров 2_ у хтмл5 и цсс3 шире возможности чем у флэша (можешь даже не начинать спорить, “гений”, тебя ждет крах)
          Предлагаю тебе достать твой ЛС2, заткнутся и не выглядеть идиотом…  
          Говоря про машинариум почему-то забыл сказать про Angry Birds вэб-версия которой написана полностью на хтмл5 

          • Да ты ебанулся. Сделай мне без WebGL нидфорспид. Только html5/css3/js. Соснёшь хуйцов. Двумерные казуалки может и будут такие же как во флеше, а трёхмерные – хуй. И твой энгрибёрдс нихрена не хтмл5. Там вебгл, который такой же хтмл5, что и моя жопа. В спецификации HTML5 WebGL не входит, и W3C нескоро его там утвердит, учитывая, что проблем с безопасностью там хватает. А также нормального звука хуй дождёшься. Google играется со своим Web Audio API, Mozilla тоже свой велосипед изобретает, а те же Rovio для своих птичек используют Flash для вывода звука.
            А касательно потребления, то могу написать без всяких вопросов быдлокод на html5/js, который загрузит вам все ядра. А при этом хуй что увидите. Индусский код что во флеше, что в жабаскрипте одинаков.

          • да, html5 пока сыроват и по функциональности не дотягивает до Flash — это, в общем-то, никто и не оспаривает (я, по крайней мере). Да, WebGL — не стандарт, да, со звуком траблы, но и Flash тоже не сразу научился показывать 3D. но если не стремиться к лучшему, то зачем все это?

        • Флэш умер. И это факт. 
          Не брызгай слюной. Я работаю на разных платформах и у меня нет предпочтения ни к одной из них.
          Можешь и дальше брызгать – есть два очевидных фактора: 1_ хтмл5 работает почти на любом современном браузере без специальных плееров 2_ у хтмл5 и цсс3 шире возможности чем у флэша (можешь даже не начинать спорить, “гений”, тебя ждет крах)
          Предлагаю тебе достать твой ЛС2, заткнутся и не выглядеть идиотом…  
          Говоря про машинариум почему-то забыл сказать про Angry Birds вэб-версия которой написана полностью на хтмл5 

        • Флэш умер. И это факт. 
          Не брызгай слюной. Я работаю на разных платформах и у меня нет предпочтения ни к одной из них.
          Можешь и дальше брызгать – есть два очевидных фактора: 1_ хтмл5 работает почти на любом современном браузере без специальных плееров 2_ у хтмл5 и цсс3 шире возможности чем у флэша (можешь даже не начинать спорить, “гений”, тебя ждет крах)
          Предлагаю тебе достать твой ЛС2, заткнутся и не выглядеть идиотом…  
          Говоря про машинариум почему-то забыл сказать про Angry Birds вэб-версия которой написана полностью на хтмл5 

    • Те, кто будет писать Flash-плеер после адобе, будут выглядеть еще более идиотски, чем сейчас. если Adobe ничего путного не смогла сделать со своей технологией, так и представляю, как это сделает лучше RIM. Если технология теряет поддержку своего создателя, ей не жить.

    • Да пускай сидит в своей луже. Тут воинствующих и безмозглых фанатиков культа Предадим Анафеме Яблоко И Пророка Его Джобса-Кука не так и много — пускай показывает фокусы с откладыванием кирпичей.

    • Да пускай сидит в своей луже. Тут воинствующих и безмозглых фанатиков культа Предадим Анафеме Яблоко И Пророка Его Джобса-Кука не так и много — пускай показывает фокусы с откладыванием кирпичей.

    • Да пускай сидит в своей луже. Тут воинствующих и безмозглых фанатиков культа Предадим Анафеме Яблоко И Пророка Его Джобса-Кука не так и много — пускай показывает фокусы с откладыванием кирпичей.

  8. Pingback: и, наверно, последний раз о мертвых… | Новостной блог

Leave a Reply