Технологии и любовь

Из последней поездки в Америку я привез два особенно запомнившихся мне воспоминания. Первое касается cable car — того самого канатного трамвайчика, видео из которого я публиковал вчера в мини-обзоре iPhone 4S. Я и раньше на нем катался, но эта мысль почему-то посетила меня только в эту поездку. Все-таки ведь американцы очень сильно помешаны на безопасности всего и вся, в первую очередь, из-за того, что в стране слишком много голодных юристов, готовых подать иск за любую мелкую травму, которую мог получить их клиент.
Однако, при этом ездят эти трамвайчики, в которых ты сидишь на открытой площадке или даже более того — стоишь, держась за поручни, свисая над дорогой. И можно просто упасть, или упасть под проезжающую мимо машину, или, будучи туристом с рюкзаком, зацепиться за проезжающий мимо грузовик… В общем, рисков много, и, тем не менее, трамвай продолжает функционировать. Видимо, это из-за того, что этот cable car стал уже одним из символов Сан-Франциско, да и ездят на них в основном туристы, которых не жалко, и в суд они не так любят бегать, как американцы. Или просто любовь к старинным и неэффективным технологиям (это чтобы не совсем оффтопик).

Еще один момент, который мне запомнился — в общественном транспорте названия остановок объявляет не бездушный робот-автомат, а реальный человек. Причем так было в историческом трамвае, курсирующем по Market street — здесь еще можно было бы понять, решили не модифицировать трамваи (хотя микрофон и спикеры в салоне ведь установили). И точно так же было в поездах метро BART, курсирующих между центром города и аэропортом Сан-Франциско — все остановки и прочие комментарии произносил явно живой кондуктор. Причем произносит он названия остановок и другую информацию достаточно отчетливо, с хорошей дикцией, так, что понятно даже не местным, о чем идет речь. Вспоминаю, как иногда у нас в метро вместо записанного текста внезапно включается машинист, чтобы сказать, что поезд идет до такой-то станции — лучше бы он этого не делал. Никакой дикции, что-то там набубнил в микрофон — и ты подсознательно только угадываешь, что он хотел сказать.
[ad#intext-inside]
Почему меня это удивило? Уж кто-кто, а американцы знают толк в извращениях автоматизации — все эти голосовые меню, через которые прорваться до реального оператора практически невозможно придумали именно они. Или же системы распознавания базовых команд, когда система задает тебе вопрос, и даже распознает ответ — и переводит тебя в нужном направлении. Да та же Siri — это шаг в том же направлении, хотя и цель другая: упрощение интеракции с пользователем (а не экономия денег, как в случае с автоматизированными меню). И тут вдруг, посреди всего этого автоматизированного мира — островок человечности, живой голос, с интонациями, эмоциями и проч. В том же трамвае водитель (приятная черная барышня лет 30) успевала мило поболтать со всеми входящими-выходящими из трамвая, демонстрируя если не любовь к своей работе, то хотя бы удовольствие от того, что ей приходится делать. Да и в метро машинист, объявляя остановки и переходы между линиями, как-то умудрялся через микрофон доносить интонациями заботу о пассажирах. И так приятно было, что не технологии это делают, а живой человек. Потому что любить технологии сложно, и большинство людей их скорее опасается. (и тут резкий переход к Apple, так как тематика блога обязывает!)
Как правильно написал Джонатан Веббер:

Jobs has proven to be the one and only person in the world who can create technology products that people love.

(“Джобс оказался единственным человеком в этом мире, который мог создавать технологические продукты, которые любят пользователи”).
[ad#intext-inside]
Альберт Гор, выступая на мероприятии Apple в память о Стиве Джобсе, добавил, что “говорить о технологиях и любви непросто — потому что от технологий невозможно дождаться ответной любви”. Тот же Гор в своей речи напомнил об исследованиях невролога, который исследовал активность мозга при использовании iPhone и iPad. Он пытался выяснить, вызывает ли использование техники активность в тех участках мозга, которые отвечают за привыкание — то есть вызывает ли привыкание использование техники Apple. Однако, как оказалось, буря активности происходит в том участке мозга, который наиболее активен, когда человек испытывает чувство любви. Очевидно, Apple каким-то образом удалось сломать этот барьер между пользователем и технологией, где заканчивается отторжение и нежелание связываться с техникой и начинаются какие-то другие чувства. Очевидно, как та водитель в трамвае, любящая свою работу, так и Apple (и ее сотрудники, начиная с Джобса и заканчивая рядовыми программистами), любят свою работу, и коммуницируют нам это с помощью продуктов, которые выпускает компания. И которые очень сложно не любить.
PS Какой-то излишне романтический пост получился. Ну да ладно.