Страх прогресса

Если у вас вдруг возникло ощущение дежавю от названия статьи, то совершенно не зря — примерно с таким названием у меня в блоге уже как-то была статья, в которой шла речь об iPad и негативной реакции по отношению к нему, и откуда это все идет (собственно, резюмируя статью — из-за страха перед будущим). Но сегодня я хочу поговорить немного о другом страхе.
На выходных я наткнулся на интересный хэштэг в Twitter — #oldmacuser, где пользователи выкладывают различные воспоминания о том, с чем им приходилось сталкиваться еще в старую эпоху Macintosh, до Mac OS X, до Intel-процессоров, до “второго пришествия” Джобса и до еще много чего. Очень забавный тэг, кстати, хотя многое из того, что там пишут, будет понятно тем, кто сталкивался с Маками в ту пору, но если хотите почитать — то это можно сделать здесь. А на меня, читая ленту твиттов с этим тэгом, накатили воспоминания, связанные с переходом с классической Mac OS на новую, неизвестную тогда Mac OS X.

Я впервые столкнулся с Маками примерно в 1994 году, и первые несколько лет я отвечал за поддержку двух компьютерных лабораторий, состоящих из примерно 10-15 Маков, объединенных в локальную сеть, а где-то с 1997 года еще и подключенных к интернету. Я весьма неплохо поднаторел к тому моменту в вопросах поддержания работоспособности компьютеров, начиная от банальной переустановки операционной системы до решения каких-то более серьезных проблем. Например, Мак-юзеры того времени хорошо знают, что такое конфликт расширений или rebuild desktop. Видите ли, Mac OS вплоть до версии 9.2 (когда-то она называлась просто System Software, пока в районе версии 7.6 ее не переименовали в Mac OS), состояла из некоторого “центрального” ядра, и возможности этого ядра расширялись с помощью специальных модулей, так называемых расширений.
[ad#intext-inside]
Если пользователи начинали увлекаться установкой слишком большого количества расширений, или же среди установленных расширений попадались криво написанные, то возникал конфликт расширений, который приводил к краху системы на старте — система-то фактически в то время была однозадачная, без какой-либо защиты памяти, и поэтому подобная ситуация приводила “падению” системы. Более того, в ситуации, когда зависало какое-то одно приложение, чаще всего это приводило к зависанию всех остальных запущенных программ и самой операционной системы, и, соответственно — к рестарту. Веселые времена тогда были, да — причем вплоть до 2000 года, пока не появилась Mac OS X. В случае же конфликта расширений (или повреждения одного из них) нужно было загружаться в специальном режиме (аналог Safe mode), и перебирать все установленные расширения, пока не найдешь то, которое “хулиганит”. А их могло быть более сотни — и у многих Мак-админов всегда под рукой была специальная утилита под названием Conflict Catcher, которая помогала предотвратить подобные конфликты.
А была еще такая процедура, как rebuild desktop, в процессе которой, если я не ошибаюсь, происходило создание заново базы данных по файлам, которые находились на рабочем столе пользователя (который чаще всего был один, так как даже та “многопользовательность”, которую в Mac OS добавили в 8-й версии, была весьма примитивна). Эту процедуру надо было проводить весьма регулярно, иначе в какой-то момент могло произойти повреждение этой базы, и все файлики со “стола” могли пропасть. Ну или система могла просто не загрузиться, если к ней были подключены SCSI-устройства, цепочка которых не была “терминирована”. Не говоря уже о том, что одновременное параллельное копирование нескольких файлов было невозможно примерно до системы 8, да и там оно часто глючило. А нажатие на кнопку выбора меню в приложении приводило к полной остановке работоспособности приложения, пока пользователь не отпустит кнопку. Ну или пока записываешь CD в системе, вся остальная работа операционной системы блокировалась, иначе можно было запороть болванку (а, да — а CD-писалка, умеющая писать диски на скорости 2х, стоила порядка 2 тыс долларов, но это я так). В общем, веселые времена были, как вы понимаете.
Ну так вот, я это все к тому, что я к моменту выхода Mac OS X — сначала в виде Mac OS X Sserver 1.0 (1999 год), а затем уже в виде более дружественной к пользователю Mac OS X Public Beta (а за ней и Mac OS X 10.0) — был опытным пользователем Маков (именно “классической” системы). И посмотрев немного на то, что Apple готовила нам в виде Mac OS X, я понимал, что практически все мои знания по решению проблем на Маке с приходом этой системы окажутся бесполезными, ненужными и устаревшими (для тех, кто не знаком с Маком, могу сказать, что этот переход был сродни как если бы взять пользователя Windows 3.11 и посадить его за Windows 7). И честно скажу, осознание этого факта жутко пугало меня — “как же так, я эти знания набирал в течение 5-6 лет, и вот они в один прекрасный момент становятся ненужными, как же дальше жить-то?”. И хотя на тот момент я уже не занимался саппортом пользователей, и у меня не было такой необходимости в этих всех знаниях, но тем не менее страх потери знаний и опыта (и, видимо, конкурентного преимущества по сравнению с другими) присутствовал. Кружили мысли на тему “ну и кому нужна эта новая система, если все придется учить заново?” и “неужели нельзя было сделать так, чтобы не надо было учить все снова?”. В общем, перефразируя известную пословицу, глаза активно боялись этой новой системы, но, к счастью, “руки делали”, и поэтому через какое-то время я чувствовал себя в Mac OS X весьма уверенно, даже еще до ее выхода в виде первой финальной версии 10.0 (различные Developer Preview и бета-версии для разработчиков, документация и врожденное любопытство помогли это сделать).
В результате то, что Apple все-таки сделала этот шаг и перешла на полностью новую операционную систему, оказался исключительно важным для будущего компании — в конце концов, даже iOS сегодня построена на базе Mac OS X. Правда, сам переход был не без приключений, а в процессе компания еще и поменяла архитектуру процессоров с PowerPC на Intel, но в целом было весело.
[ad#intext-inside]
PS Почему-то вспомнилось, как я в 1999-ом году на выставке демонстрировал plug-n-play на Маке — у нас тогда приехали несколько цветных аймаков, и USB-привод для флоппи-диска к нему. И я, значит, показывал, как я могу отключить кабель привода, и иконка флоппи-дискеты пропадала на рабочем столе. Подключаешь обратно — иконка появляется на столе. “Плаг-эн-плей!”, гордо заявлял я, а зрители соглашались с этим фактом, уважительно кивая головой. Правда, каждые 10-15 таких выдергиваний, как правило, приводили к системному крешу системы, поскольку у нее мозг сходил с ума от таких телодвижений, но до этого было круто. А когда вы пришли на Мак и что из нового опыта больше всего запомнилось?
PPS Помню, как я впервые увидел Мак, где-то как раз в 1994 году. Мак демонстрировал тогда специалист по продажам, а я, увидев окошки, пиктограммы и мышь, завопил “О, так это же как у Windows 3.11!”. Я только гораздо позже понял всю глубину его презрения, которым окинул он меня после этой фразы, но тогда я страшно гордился своей продемонстрированной компьютерной осведомленностью.