Apple против Adobe

Вчерашняя статья про Apple, в которой шла речь о том, как Apple “вставляет палки в колеса” Adobe, и не дает последней возможности принести на платформу iPhone OS свою технологию Flash, заставила меня задуматься — а почему Джобс так негативно относится к Adobe (почему Джобс считает Flash плохой технологией, мы уже все неоднократно слышали — тормозная, проприетарная, и тд, и об этом писалось на страницах этого блога и раньше, хотя бы вот и вот).
Оставив в стороне сам конфликт вокруг Flash и интересы разработчиков на этой платформе, хочу поговорить об отношениях этих двух компаний, пусть и без особого “ворошения грязного белья”. Интересным замечанием у многих вчера было то, что время публикации изменений к соглашению разработчиков оказалось подозрительно близко к дате официального выхода Adobe CS5 (где и задумывалась эта поддержка экспорта Flash-приложений на iPhone), и якобы сделано это было с целью навредить продажам этого CS5.

И хотя я допускаю возможность такого планирования со стороны Apple сделать “подлянку” Adobe, я думаю, что это скорее совпадение — ведь новые мобильные ОС Apple уже не первый год анонсирует весной, а тут новая ОС еще и с техническими изменениями, для которых многие приложения не подойдут, так что вполне логично было обновить и требование к приложениям. Впрочем, я также считаю, что в “своей песочнице” Apple может делать что угодно, особенно до тех пор, пока ее App Store и так ломится от желающих задвинуть туда приложение, а вот если ситуация ухудшится и с платформы начнут уходить известные имена (чего пока не наблюдается), то тогда Apple начнет думать, что же можно изменить для разработчиков.
[ad#intext-inside]
Но вообще я хотел поговорить не об этом, а о том, есть ли у Apple мотив вредить продажам CS5? Ведь теоретически с этим пакетом приложений продукты Apple не пересекаются, так что от падения продаж CS5 Apple ни холодно, ни жарко. Более того, поскольку CS5 выходит и для Mac OS X, то чем меньше копий CS5 для Mac OS X продается, тем меньше могут покупать Маков. Вчера еще несколько раз всплывали аргументы, что Apple, не давая возможности разработчикам писать программы для iPhone на Flash и заставляя использовать Xcode, таким образом стимулирует продажи своей техники (Xcode работает только на Маках). Дело в том, что даже разработанное для iPhone на MonoTouch или Flash приложение нужно все равно “подписывать” цифровым сертификатом, а сделать это можно только с помощью Xcode, так что использование других инструментов от покупки Мака не освобождает. Но я опять отвлекся.
Так вот, по большому счету, вредить продажам CS5 Apple незачем. А есть ли другие какие-то мотивы (кроме технического убожества Flash для Mac OS X, например)? Например, месть за что-то. Есть ли Apple за что мстить Adobe? И вот тут я могу начать перечислять…
Для начала вспомним один важный исторический переход для Apple — с “классической” устаревшей Mac OS 9 на Mac OS X, который Apple начала в 2000 году. Тогда разработчикам нужно было портировать приложения на новую систему, иначе они работали в системе эмуляции старой системы (со всеми вытекающими последствиями — падениями, зависаниями и проч). Тогда Apple позарез нужны были приложения на новой системе, чтобы продемонстрировать ее стабильность и новые возможности. Знаете, когда Adobe выпустила свой основной на тот момент (да и сейчас, наверно) продукт под Mac OS X? В 2005 году, после многотысячных стенаний пользователей о том, что этого продукта так не хватает на этой платформе. А уж сколько Apple выслушала за этот период, а сколько пользователей, не дождавшись, купили новый Photoshop, только для Windows, вместе с соответствующим компьютером? Риторический вопрос.
Photoshop был не единственным продуктом, который Adobe очень долго переносила на Mac OS X — после него пользователи Маков еще долго ждали Acrobat, AfterEffects, Photoshop Elements и другие. Когда Apple так важны были хорошие позиции в видео-производстве, Adobe взяла и отменила новую версию Premiere для Mac OS X — правда, благодаря этому решению у Apple окончательно “созрел” продукт Final Cut Pro, которым пользуются сейчас практически все известные студии. Затем Adobe взяла и отменила разработку FrameMaker для Mac OS X, а новые продукты Adobe тоже перестали выходить под Мак. Каждое из таких решений, даже в 2004 году, вызывало целую гору статей в прессе и интернете о том, что “ну вот теперь, когда нет продукта Adobe AAA, Apple точно конец”, и я уверен, что радости Стиву Джобсу это не доставляло.
После этого был еще переход Маков на Intel-процессоры, когда Adobe очень долго портировала свои продукты на эту платформу, и продажи Mac Pro, профессиональных десктопов Apple, хорошенько “просели” из-за этой задержки. Тогда, впрочем, Apple это уже было не так существенно, потому что Mac Pro неплохо покупали хотя бы для работы в Final Cut Pro, и тем не менее, каждый раз ждать Adobe Apple тоже не нравится. В оправдание Adobe следует все же сказать, что продукты вроде Photoshop или Illustrator — это огромнейшие проекты с кодом, уходящим в далекое компьютерное прошлое, и перенести их на другую систему/процессорную архитектуру не так-то просто, и быстро сделать сложно (даже несмотря на помощь Apple в этом процессе). Но компания обычно отмалчивалась о своих планах (параллельно закрывая продукты для Мака), и это добавляло всем нервозности. А теперь, когда Apple не пускает Flash на свою успешную платформу, то Adobe неожиданно стала очень прозрачной, прямо в блогах сотрудников фактически призывая к бойкоту продуктов Apple и рассказывая о “зверствах” Apple по отношению к разработчикам.
[ad#intext-inside]
Так что Apple, в принципе, имеет все основания мстить Adobe за то время, когда та своими действиями наносила урон репутации Apple и продаже ее техники. Да, получается не очень красиво, но вполне заслуженно — “никакого бизнеса, исключительно личное”, если перефразировать известную поговорку. Хотя мне лично кажется, что мотивы Apple значительно проще и вряд ли уходят в события десятилетней давности — ну вот просто не нужны Apple на ее платформе плохие приложения, еще и неизвестно как сделанные, да к тому же “плохо ориентирующиеся на местности”, то есть не очень в эту платформу вписывающиеся. А поскольку эта платформа принадлежит Apple, то она вполне может это делать, пусть даже это и непопулярное решение (среди разработчиков для Flash).

10 thoughts on “Apple против Adobe

  1. Небольшая поправка – подписывать flash-iPhone приложения можно будет и на windows, как это сейчас реализовано в AIR.

  2. Pingback: Tweets that mention Apple против Adobe | alexmak.net -- Topsy.com

  3. Я думаю он камень затаил давно на Adobe “Когда в 1997 г. Стив вернулся в Apple, он пригласил ответственных руководителей из Adobe к себе и попросил помочь ему с написанием своей версии программы обработки видеофайлов для «Маков». Однако, несмотря на то, что именно Стив и Apple двадцать лет назад сделали эту компанию известной, на этот раз ее руководство ответило отказом”
    из книги “iКона: Стив Джобс- Джеффри С. Янг, Вильям Л”

  4. очевидно, что в свое время Adobe не спешила с переписыванием своих продуктов под OS X из строго прагматичных соображений — это дорого, а рядом есть значительно более массовый рынок на Windows платформе.
    а вот запрет флеша на iPhone OS это вопрос контроля приложений (низзя играться в игры в браузере! играться можно только в то, что вы скачали в AppStore) плюс борьба с кроссплатформенностью (пишите специально для нас!).

    • В топку Adobe?
      С фотошопом и иллюстратором вместе с остальными продуктами….
      А дизайнерам, прогер, что объяснять будешь?

Leave a Reply