Путешествие к границе и обратно

Поскольку сегодня пятница, то я опять о жизни, в этот раз уже о своей. Вкратце расскажу, как легко и непринужденно можно найти небольшие приключения на свои “вторые девяносто”, особенно если немного постараться.
На этой неделе в понедельник возникла ситуация, по которой мне срочно надо было обновить свою миграционную карту. Не спрашивайте зачем — вот надо было и все, причем как можно быстрее — соответственно, нужен был максимально быстрый способ перейти границу туда и обратно. С этого все и началось.
Логика размышлений была следующая. “Таааакс, на чем мы там обычно границу пересекаем? А, на поезде. На поезде я обычно езжу в Киев. Одно плохо — очень долго. Если вечером выехать, то утром оказываешься в Киеве, а вечером того же дня возвращаешься в Москву, чтобы приехать в нее утром следующего дня. Получается около 36 часов — многовато. Можно, конечно, сесть на какой-нить поезд, отправляющийся из Киева в Москву утром, но тогда бы пришлось весь день трястись в поезде, приехать в Москву вечером и все равно потерять весь этот день. Неприкольно.

Как вариант быстрой поездки рассматривался также и авиатранспорт — у Аэросвита, например, есть рейс Киев-Москва-Киев всего за 140 долларов, что, кстати, дешевле обычных 170 долларов за поезд. Но в тот день, как говорил когда-то Жванецкий, “все поехали”, поэтому на самолет оставались только дорогие билеты на сумму в 360 долларов, что меня не очень устраивало. Кстати, если добавить к времени полета все добирания в аэропорт и из аэропорта, ожидания на регистрации и прочие проверки безопасности, то по времени выигрыш там буквально в пару часов — если сравнивать, допустим, просто маршрут Москва-Киев. Но в любом случае, самолет был дорого, да и даже вылетев в 7 утра во вторник из Москвы, обратно в Москву я вылетал бы только в 13.40 по Киеву, а это плюс час, да полет, да добирания… Короче, домой я бы приехал все тем же вечером во вторник, тоже потеряв целый день.
Однако! Необязательно ведь на поезде переться до Киева, подумал я. Можно доехать до границы, перейти ее, выйти из поезда, сесть в поезд обратно и помчаться в Москву. Хороший план, но немного стремный — мало ли как там пройдет пересадка, да и билеты не на конечные станции тоже сложнее покупать, да и вообще по времени это может тоже получиться дольше… О! А что, если поехать на машине? Отличная мысль, тем более, что ездить я люблю. Можно ведь за ночь легко туда-сюда обернуться, особенно если не переться на дальние рубежи, а выбрать границу поближе — например “вооооооот тут, граница с Белоруссией!”. О, как я ошибался!
“Да тут всего то ничего”, кричало радостно воображение, “буквально два лаптя по карте”. Яндекс услужливо подсказывал, что по прямой до ближайшего пункта будет всего 417 километров, что в реальной ситуации давало примерно гдето километров 450. Фигня вопрос, для бешеной собаки 300 верст — не крюк! Жена помогла быстренько упаковать барахлишко — кофе в термос, пара яблок, бутерброд, я вскочил в машину и радостно напевая “тра-ля-ля”, выехал в направлении границы, как я думал.
До намеченной точки действительно оказалось около 450 километров в целом неплохой дороги — с хорошим покрытием, явно недавно отремонтированной. Пару раз начинал идти сильный ливень, во время которого приходилось снижать скорость, и даже тогда максимальная скорость работы дворников не спасала от потоков воды, обрушивающихся на стекло машины. Но в основном погода была вполне даже ничего, и солнышко еще светило, когда я подъехал к заветному пункту границы между Россией и Белоруссией — по крайней мере, толпа грузовиков и большая надпись “Таможня” говорили о том, что я добрался до места назначения. Я гордо подъехал к таможенникам и спросил у них — “а можно мне оставить машину тут и сходить за границу пешком?”. Меня несколько насторожил их крайне удивленный этим вопросом взгляд и вопрос “а зачем?”. Я объяснил ситуацию, и тут грянул гром.
[ad#intext-inside]
Не в буквальном смысле, конечно, грянул этот самый гром — он прозвучал в моей голове, когда я услышал фразу “а тут паспортного контроля нет”. Это означало, что весь этот путь я проделал зря, а поскольку это не входило в мои планы, я решил таможенникам не поверить. Мало ли чего, вдруг они тут нифига не разбираются в ситуации, подумал я, и поехал дальше. Проехав где-то с километр, я заподозрил, что таможенники были не так уж и неправы — пограничного пункта не наблюдалось. Опасаясь, что я вдруг окажусь на территории Белоруссии без “гринкарты” на машину, я остановился у ближайшей точки и купил ее — а то мало ли, непонятно где тут заканчивается Россия и начинается Белоруссия. Девушка, продававшая полис, сказала, что “это еще Россия”, и я, окрыленный надеждой, что пограничный пункт все-таки чуть дальше, поехал в это самое дальше.
Следующим пунктом, примерно метров через 800 стали будки сбора денег на провал, чтобы не сильно проваливался за платную дорогу по территории Белоруссии, но пограничной службы не наблюдалось. Мужики в будке и какие-то чуваки в форме (но точно не пограничники) раскрыли мне глаза на то, что Россия и Белоруссия нынче как бы считаются союзным государством, а, соответственно, граница между ними как бы не нужна. Я все пытался понять, а как же происходит процесс перемещения иностранцев между странами, но, похоже, “вот так они и ездют туды-сюды”. То ты в России, то ты уже бац — и в Белоруссии. Но это-то ладно, как ездят, задача-то оставалась невыполненной — получить новую миграционную карту мне все равно надо было. Можно было, конечно, и вернуться домой, но это как-то совсем пораженчеством попахивает, поэтому было решено что-то делать дальше.
Мужики и чуваки в форме предположили, что ближайшая граница с российскими пограничниками находится где-то в районе Гомеля. Вариантов было два — возвращаться в Россию и ехать до “нормальной” границы по России, или же попробовать поехать туда по Белоруссии. Для того, чтобы вам было легче ориентироваться — ниже расположена карта с условными обозначениями.
Screen shot 2009-07-24 at 12.26.34 AM
Очевидно, что маршрут через Россию оказывался длиннее и с неизвестным качеством дорог (подозреваю, что могло быть совсем грустно). С другой стороны, маршрут через Белоруссию выглядел короче, а про качество дорог в Белоруссии я слышал, что оно там неплохое. Ехать я решил до пропускного пункта “Три Сестры” — точки, где сходятся границы трех стран, так как там, я знал точно, водятся русские пограничники (в отличии от перехода между, скажем, Гомелем и Новозыбковым, где их тоже могло не отказаться — союзное государство, фигли!)
Ситуация осложнялась несколькими моментами. Во-первых, в GPS у меня была заряжена только карта России, соответственно, по Белоруссии пришлось ехать исключительно по указателям и какой-то карте непонятного масштаба, обнаруженной в автомобиле. Во-вторых, мне не подходила “любая граница”, скажем, между Белоруссией и Украиной, так как в Украину меня на машине не пускают. Отдельная история, кстати, веселая — нет, вовсе не за то, что я слишком быстро езжу. Просто в Украине есть закон, по которой резиденты Украины не могут въехать на автомобиле, зарегистрированном в России, для временного ввоза (я езжу по гендоверенности). То есть въехать-то, конечно, можно, но предварительно автомобиль придется растаможить. Такой закон был принят в 2000 году, с целью борьбы с незаконным ввозом автотранспорта. Справедливости ради надо сказать, что в России действует похожий закон, насколько я знаю. Идиотизм, конечно, ну да ладно, я с этим уже смирился.
Короче говоря, изучил я карту, запомнил три больших пункта, на которые мне надо ориентироваться, и поехал. Дороги в Белоруссии действительно неплохие, местами совсем хорошие, местами обычные. Правда, я слышал про то, что гаишники у них справедливые и взяток не берут, что сказывается на дорожном движении — все едут в рамках правил, черт возьми! Единственная машина, которая меня обогнала за время путешествия по Белоруссии, была с московскими номерами, хаха. Кстати, гаишников я ни разу и не видел — возможно, они работают по европейскому формату, когда дорожной полиции не видно, но если вдруг она нужна, то они тут же появляются. В отличии от российских ГИБДД, засады которых по дороге до границы я видел раз 6.
Короче, в 10 вечера я выдвинулся и где-то в районе полвторого ночи я уже был в районе Гомеля (поскольку я заправился перед границей, то в Белоруссии мне заправляться не пришлось, так что я двигался без остановок). В Гомеле у меня случился острый приступ топографического кретинизма и я заблудился, сначала на подъезде к городу, затем уже в самом городе. Это, в общем-то, несложно, когда из указателей на улицах только “Чернигов” (а мне туда не надо), на карте Гомель отображен только точкой, а GPS может только показывать направление движения (Ю, ЮВ или В). Пришлось остановиться, поймать аборигена, что тоже непросто в условиях окраины небольшого города в 2 часа ночи, и расспросить его о предполагаемом маршруте. Общими усилиями мы вроде определились с моим направлением (в деталях он тоже оказался не силен), и я поехал по инструкции.
Инструкции предполагали езду по совсем уже сельским дорогам, где не было никаких указателей и намеков на границу. Более того, абсолютное и полное отсутствие другого трафика наталкивало на мысль, что я еду куда-то не туда — что это за граница, если туда никто не едет? Я проехал несколько деревень, о которых мне сказали, а дальше дорога уходила куда-то в темноту. Правда, я по крайней мере, все время ехал то на ЮВ, то на Ю, то на В, что давало надежду, что рано или поздно я все-таки попаду в Россию, пусть даже и не через КПП, а там уже по GPS как-нибудь доеду туда, куда мне надо. Больше всего я опасался, что дорога вот сейчас возьмет и закончится — и что тогда делать? Вот это был бы облом.
[ad#intext-inside]
Но, к счастью, облома не случилось — примерно к полтретьему я выехал к точке, которая выглядела явно как граница. Я подъехал и остановился, ко мне подошел мужик в форме, и я испытал при этом такое облегчение, что готов был броситься обнимать его (к счастью, я сдержал этот порыв). Оказалось, что это белорусская граница, а там, где-то за воротами — и российская граница! Но без облома не обошлось. Оказалось, что этот контрольно-пропускной пункт служит для “обмена путешественниками” только между Белоруссией и Украиной. Обоснование? Все то же “союзное государство” — мол, границы то между РФ и РБ нет, поэтому пересекать ее надо в другом месте, “вверх по реке” — а это еще километров 100 куда-то там пилить. О фааааак, подумал я, но настоящие партизаны, пилящие по 400 км за ночь по лесам Белоруссии так просто не сдаются.
Поэтому мы договорились с таможенником, что я напишу в таможенной декларации, что я еду в Украину, и за это понесу наказание в виде тысячи рублей, случайно оброненных на его стол. Его это, похоже, удовлетворило, поэтому после пограничника, таможни и какого-то еще транспортного сбора передо мной открыли шлагбаум, и я оказался на нейтральной территории. Впереди была российская граница.
На нейтральной территории — чрезвычайно богатый “улов” сетей мобильных операторов
Там мне пришлось еще часик проторчать, в основном ожидая в очереди — какие-то паломники на автобусах долго и бестолково проходили паспортный контроль. Конечно, некоторые машины проворно объезжали автобусы и пролезали без очереди, но мне уже было все равно (к тому времени я проехал уже около 800 км), поэтому я просто воспользовался этим затишьем, чтобы немного передохнуть. Саму границу — паспортный контроль и таможню я потом прошел минут за 10, и в 4.05 утра, проведя уже около 11 часов в дороге, я выдвинулся “нах москау” — впереди было еще около 700 километров дороги.
В итоге около 11 утра я, проехав около 1550 км по России, Белоруссии и нейтральной территории, и проведя за рулем в общей сложности с 5 часов понедельника примерно 18 часов, доехал наконец-то в Москву. Получилась крайне утомительная поездка — 18 часов за один присест я еще никогда не ездил. Зато получил то, что требовалось, во вторник же по прибытию смог запустить дальнейший этап, используя полученные документы, и оказалось это все значительно дешевле, чем поезд или самолет. Компьютер показал средний расход топлива 7,9 литра на 100 км, то есть на 1550 км ушло около 200 литров, то есть примерно на 4 тысячи рублей. Конечно, есть еще износ/амортизация машины, потерянное время, но экспириенс все равно очень интересный и, наверно, еще долгое время незабываемый. Вряд ли повторю его в ближайшем будущем — уж слишком сильны впечатления от борьбы со сном (особенно когда в машине один, дорога и ситуация вокруг однообразны), но все равно вспоминаю свои приключения с улыбкой. Ну и урок — надо лучше планировать и изучать матчасть, чтобы не попадать впросак.

8 thoughts on “Путешествие к границе и обратно

1. :)) Спасибо, посмеялся.
    Я каждый год пользуюсь этим “союзным гос-ом”, чтобы ездить в гости. А загран.паспорта до сих пор нет 🙂

2. Блин, ну ты попал!!! Я знал о такой фигне – тоже наступал на грабли под названием “единое таможенное пространство”, правда не так больно.
    Я ехал из санкт петербурга в украину и меня на белорусско-украинской границе спросили: “Откуда вы въехали на територию Белорусии”, правильный ответ был “Украина” а я пытался доказывать что из “России”

3. У меня казахстанское гражданство.
    Однажды ехал поездом Берлин-Астана как раз из Белоруссии, соответственно при въезде в Россию никаких миграционных карт не заполнял, а вот при выезде из России пограничники очень хотели получить у меня эту самую карту и никак не могли понять, что не все дороги идут через Москву. Тоже опыт веселый 🙂 Я в Минск летел не через Россию. Сейчас вот 3 августа снова лечу Астана-Минск 🙂

4. А что за GPS девайс? Странно что в нём только карта России, можно ведь и других там держать несколько.

• Garmin, продавался с картой дорог России. У меня там есть еще Европа и Украина, но в мои планы как-то не входило ездить по Белоруссии.

5. И очень правильно, что решил ехать через РБ — по российской стороне тот маршрут совсем раздолбан, на сколько я знаю, и его уже много лет «чинят».
    А в Украину можно было и пешочком прогуляться, без машины. По крайней мере переход в районе Гомеля — Новая Гута — позволяет проходить себя пешком. Регулярно мотаюсь автостопом по маршруту Киев—Минск.