Телодвижения лейблов в iTunes Store

Вчера я писал о том, как простота и удобство дизайна iTunes Store стимулируют к тому, чтобы использовать легальный контент вместо пиратского (по крайней мере, меня и иногда). Конечно, не все со мной согласны, но я на это и не рассчитывал. Каждый выбирает сам, как беречь свою карму — или не обращать на нее внимания.
Но сегодня я публикую перевод статьи из New York Times, которая в какой-то мере продолжает вчерашнюю тему про iTunes, но немного с другой стороны — о том, как Apple получает этот контент. Ведь многие, столкнувшись с отсутствием контента в российском iTunes, винят в этом в первую очередь именно Apple, забывая о том, что в случае с музыкой и кино куда, что и почем продавать определяют правообладатели контента. Собственно, статья именно о том, как “заклято дружит” с этими самыми правообладателями (лейблами и киностудиями) Apple.

———————
В январе музыкальная индустрия и Apple, давние партнеры со сложными отношениями, выглядели как будто они находятся в полной гармонии друг с другом, когда они согласовали новые условия ценообразования в iTunes, музыкальном онлайн-магазине Apple.
А за кулисами, однако, отношения остаются такими же напряженными и враждебными, как и раньше.
Новость, овученная 6 января, казалось бы, подавала сигнал примирения между музыкальной индустрией и ее крупнейшим дистрибутером: рекординговые компании убирали свое требование наличия защиты от копирования (называемой “управление цифровыми правами”), а Apple разрешала им устанавливать гибкие цены, так что музыкальные лейблы смогут получать больше денег за новые или популярные треки.
Но, согласно отзывам одного из руководителей в музыкальной индустрии, который был вовлечен в переговоры, основная цель Apple заключалась в том, чтобы получить возможность распространения музыки через iPhone, поскольку мобильные телефоны должны стать наиболее популярной платформой для музыки.
Несогласие в сроках внедрения этих изменений также привело к особенно напряженному разговору на Рождество между Стивом Джобсом, руководителем Apple, и Рольфом Шмидт-Хольц (Rolf Schmidt-Holtz), руководителем Sony Music.
Представитель Apple отказался комментировать эту информацию, как и представитель Sony Music. Но слух о начальственном тоне Стива Джобса отрикошетил по всей индустрии, и это было воспринято как еще одно доказательство его “прессующей” тактики переговоров, которая стала возможной благодаря позиции Apple в качестве доминирующего продавца музыки.
[ad#intext-inside]
Джобс недавно объявил, что он отойдет от исполнения своих ежедневных обязанностей из-за болезни. И хотя проблемы здоровья Джобса вызвали вопросы о дальнейшей деятельности Apple, руководство музыкальных компаний ожидает, что натянутые отношения с компанией сохранятся.
В интервью несколько высокопоставленных директоров из муз. компаний, которые высказывались при условии, что их имя не будет разглашаться (чтобы не разозлить Apple), сказали, что они действовали исходя из опасений, что Apple, в случае отсутствия договоренности, может убрать музыку их лейблов из iTunes Store, хотя это и не произошло. У лейблов нет никаких средств влияния в переговорах с Apple.
“Я думаю, что Стив умен, и он знает, что у него есть преимущество”, говоорит Дейв Голдберг (Dave Goldberg), бывший руководитель Yahoo Music, который сейчас работает в Benchmark Capital, компании венчурного капитала из Кремниевой Долины. “Они не могут позволить себе, чтобы их музыку убрали из магазина”.
Один из результатов таких ненадежных отношений — это активный поиск представителями музыкальной индустрии варианта, при котором Apple не будет так сильно доминировать. Многие из них считают, что будущее приобретения музыки — покупка на мобильном телефоне, и не в виде покупки отдельных песен, а оплата ежемесячной подписки, чтобы была возможность прослушать музыку из огромной коллекции.
Но на данный момент — это очень мелкий бизнес в США. Forrester Research считает, что скачивание музыки из веб-магазинов вроде iTunes принесло 1,5 млрд долл в 2008 году, а покупка через мобильные каналы связи — всего 70 млн долл. Apple может победить и в этом направлении, с помощью iPhone, но музыкальная индустрия надеется, что и другие участники рынка, в частности, Nokia, которая предлагает услугу “Comes With Music”, станут крупными игроками.
“Они (Apple) по-прежнему — самый крупный игрок”, говорит Дейвид Кард (David Card), аналитик по цифровой музыке в Forrester Research. “Сейчас ситуация на рынке обстоит так: есть Apple — и все остальные. Я думаю, что индустрия очень хотела бы иметь несколько каналов”.
Apple, согласно словам одного из представителей лейблов, участвовавших в переговорах, предложила обсудить гибкие цены около года назад. Большинство песен стоит 99 центов, из которых лейблы получают около 70 центов, а Apple получает остальное, хотя это разделение может немного отличаться, в зависимости от лейбла.
Apple просигнализировала, что она готова перейти на гибкие цены, если музыкальные компании — которые торгуются с Apple каждая по отдельности, чтобы избежать сговора — согласятся лицензировать песни для беспроводной закачки в iPhone, а также откажутся от использования защиты от копирования с использованием DRM.
Все лейблы, за исключением Sony Music, согласились. Ее руководитель, г-н Шмидт-Хольц, хотел, чтобы новое ценообразование вступило в действие сразу после объявления новости, а Джобс предпочитал более длительный период для ввода в эксплуатацию. Согласно словам человека, которому рассказали о звонке, Шмидт-Хольц и Джобс довольно резко пообщались по телефону в канун Рождества. В итоге, Sony сдалась и согласилась на более длинный период ввода новшества.
Даже если Джобс больше не будет лично участвовать в будущих переговорах, директора музыкальных компаний все равно опасаются иметь дело с Apple. Один из аргументов, который есть у компании — контроль над домашней страницей iTunes, где она рекламирует музыку. Они также говорят, что весь персонал Apple, участвующий в переговорах с лейблами, включая Эдди Кью (Eddie Cue), вице-президента, отвечающего за iTunes, очень старается следовать стилю Стива Джобса в своих переговорах.
В оффлайновом мире, индустрия давно находится в противостоянии с крупными ритейлерами вроде Wal-Mart, который является самым большим продавцом компакт-дисков, но он не стал законодателем моды, как это случилось с iTunes.
[ad#intext-inside]
“Нравится это индустрии или нет, но хит-парад iTunes, который показывает самые популярные песни в Америке, является главным фактором, влияющим на то, как подростки обнаруживают музыку и делятся своими предпочтениями с друзьями”, говорит Чарли Вок (Charlie Walk), бывший президент Epic Records, подразделения Sony Music. “Это очень мощный инструмент сейчас в американской поп-культуре, который моментально утверждает хитовый трек”.
В какой-то мере, напряжение исходит из-за контроля Apple над индустрией, но оно также повторяет традиционный расклад между поставщиками и дистрибутерами. Несколько лет назад некоторые лейблы убрали свои видео-файлы из службы Yahoo Music из-за спора об оплате. До этого, когда в начале 80х начиналось MTV, музыкальная индустрия радостно предоставляла видеоклипы, считая, что они будут помогать продавать песни, хотя позже они пожалели о том, что отдавали бесплатный контент этому каналу.
“Они считают, что они создали MTV, и будут говорить, что они оживили Apple”, говорит Голдберг, имея в виду в целом музыкальную индустрию.
У Карда из Forrester, однако, есть другая точка зрения. “Если бы не Apple, кто знает, что было бы сейчас с музыкальной индустрией”.
Оригинал