Тяжелая доля рынка

Сегодня — новость уже практически 3 недельной давности, в которой рассказывается о том, что доля рынка Мака и iPhone в Интернете растет, а у Windows — снижается (думаю, эти данные особо никого не удивляют, в последнее время Apple прям “паровым катком” прошлась по консьюмерному рынку, что отражено в ее финансовых отчетах.
И вот в этом месте меня поразила одна штука. Обычно у большинства людей восприятие Apple и Microsoft сводится к тому, что есть огромная Microsoft (слон) и где-то там себе потявкивающая моська в виде Apple, которая надувает щеки и громко шумит о своих продуктах. А на самом деле, если заглянуть в те же финансовые отчеты обеих компаний, то можно обнаружить, что операционная прибыль Apple достигает показателя в 62% операционной прибыли Microsoft. Не так уж и плохо для “тявкающей Моськи”, с ее 8-9% долей рынка. Как по мне, прибыльность с небольшими оборотами куда важнее огромных оборотов с минимальной прибыльностью — самый яркий пример второго случая — это компания Dell, которой в этом году уже начали справлять понемножку похороны. Майкл Делл, конечно, еще поборется, но суть, мне кажется, очевидна.

Конечно, в текущих сложных экономических обстоятельствах Apple, как производителю премиумных продуктов, может прийтись несладко — люди любят экономить. Но есть и другая точка зрения: экономия вызывает желание обойтись одним многофункциональным устройством вместо нескольких. Что вы скорее купите ребенку, телефон-iPod-Playstation Portable или один iPhone, который может заменить все три? Ответ на этот вопрос не так уж и очевиден, так что будем посмотреть. А пока что — к долям рынка в ноябре.
——————-
Кусочек Интернет-пирога значительно увеличился для Apple в ноябре, когда и Мак, и iPhone достигли рекордных показателей в исследованиях Net Applications.

В то же время доля присутствия Microsoft в вебе перешла сразу два психологических барьера: 1 — впервые доля Windows в Интернет снизилась ниже 90%, а доля рынка Internet Explorer снизилась ниже 70%.
Доля рынка Маков в вебе, слегка отступив в октябре, выросла на 8,04% в ноябре, достигнув рекордных 8,87%, согласно данных компании. Прирост у iPhone был даже выше — на 12,12% до 0,37%.
[ad#intext-inside]
(Linux рос даже быстрее, почти на 16,9% за месяц, в след за падением на 22% за месяц до этого).
Доля рынка Windows снизилась почти на 10%, до 89,62%, по мере того, как прирост Vista не смог компенсировать большие потери Windows XP.
Снижение доли Internet Explorer — на 2,1% до 69,78% — произошло в основном за счет Mozilla Firefox, который впервые перевалил за 20% в ноябре этого года.

«20% доли мирового рынка — это серьезное достижение для Firefox и Mozilla», сказал руководитель Mozilla Джон Лилли. «Это большое достижение для всего сообщества Mozilla, которое еще несколько лет назад казалось просто невозможным».
[ad#intext-inside]
Эжемесячные исследования Net Applications проводятся путем получения данных о браузерах со 160 млн посещений веб-сайтов, которые принадлежат клиентам компании. И хотя компания описывает результаты как «доли рынка», Net Applications на самом деле не измеряет долю рынка в традиционном смысле доходов от продажи или объемов продаж. Однако, при этом, она использует неизменную методологию, по которой можно измерить тренды по браузерам и операционным системам.
Отсюда

9 thoughts on “Тяжелая доля рынка

  1. отсюда: http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,207.0.html
    НА ПРИМЕРЕ МАЙКРОСОФТ.
    http://www.microsoft.com/msft/reports/default.mspx
    Я ведь все время повторяю – не верьте просто так ни одной цифре, даже тем, которые даю я. Всегда все перепроверяйте и пытайтесь понять, откуда эта цифра взялась. Давайте попробуем разобраться, что там с чудесными активами Майкрософт.
    Итак, открываем баланс и первое, что мы видим – это рост совокупных активов за 12 месяцев с 30 июня 2007 к 30 июня 2008 на $9.6 млрд. с $63.2 до $72.8 млрд. Рост на 15% за 12 месяцев мирового кризиса, когда все остальные буквально балансируют на грани банкротства – это выдающийся результат. Вас он не смущает? Меня смущает. Предлагаю вооружить глаз и этим самым вооруженным глазом проникнуть в природу этого феномена.
    Читаем первую статью активов – “Наличные” (Cash & Equivalents). Она выросла за 12 месяцев с 30 июня 2007 к 30 июня 2008 на $4.2 млрд. с $6.1 до $10.3 млрд. Сконцентрировали деньжат, молодцы. Правда, часть их могла лежать в обанкротившемся WaMu или в другом банке, который обанкротится завтра. А деньги на счетах корпораций, как известно, не застрахованы FDIC. Ну да ладно – будем рассчитывать на лучшее.
    Далее мы видим сокращение активов по статье “Краткосрочные инвестиции” (Short Term Investments), т.е. инвестиции сроком до 1 года, на $4.0 млрд. с $17.3 до $13.3 млрд. Что это за краткосрочные инвестиции? Ну, вестимо – в основном облигации и акции, прихваченные на рынке. Можно было бы, конечно, предположить, что сокращение произошло за счет продажи части бумаг 1 июля 2007, и это сокращение – те самые $4 млрд. что легли на счета в виде кэша. Но глядя на американский ФР с июля 2007 по июнь 2008 мне на ум приходит куда более реальная версия – переоценка бумажных активов в связи с падением их рыночной стоимости. И это только полдела. Надеюсь, все помнят мой прогнозный график Доу Джонс на 2008-2009 с целью 7,000 против текущих 11,000. Нетрудно сообразить, что в районе этой цели нынешние $13.3 млрд. усохнут в лучшем случае еще на $4-5 млрд.
    Аналогичная картина наблюдается по статье “Долгосрочные инвестиции” (Long Term Investments), т.е. инвестиции сроком более 1 года, где сокращение составило $3.5 млрд. с $10.1 до $6.6 млрд. А, припомнив мои лекции на тему реальной стоимости американских акций и облигаций, которая составляет 6 центов за 1000 тонн, нетрудно сообразить, что оставшиеся $6.6 млрд. усохнут в обозримой перспективе как минимум двое, а то и втрое.
    Далее мы наблюдаем резкий рост активов по статье “Дебиторская задолженность” (Acounts Receivable – Trade, Net) на $2.3 с $11.3 до $13.6 млрд. Это, конечно же, самый надежный актив. Что может быть надежнее благородной веры в то, что, раздав вероятным банкротам товара в кредит на $13.6 млрд., ты можешь рассчитывать на эти деньги, практически как на лежащие у тебя в бумажнике. Не будем разочаровывать руководство Майкрософт, хотя, скажу честно – учитывая стремительно развитие ситуации в экономике и мои прогнозы, если Майкрософт когда-нибудь увидит хотя бы половину этих денег, я буду считать это чудом. Как сказал бы Джулз Винсенту Веге – “What happened here today was a miracle, and I want you to fucking acknowledge it! God came down from heaven and paid us back these motherfucking account receivables”.
    Две статьи “Прочие текущие активы” (Other Current Assets) и “Прочие долгосрочные активы” (Other Long Term Assets) вызывают во мне нехорошие сомнения, учитывая их совокупный размер в $7.6 млрд., ну да бог с ними – будем считать их ужасно ценными и надежными и действительно стоящими $7.6 млрд., раз уж нам не хотят рассказывать, что это за такое “прочее” ценой в семь с половиной миллиардов.
    Пролистываем несущественную статью “Товарно-материальные запасы” (Total Inventory), похудевшую за год на с $1.1 до 1.0 млрд. С ней все понятно – плашки с Вистой разослали в кредит будущим банкротам и записали их в дебиторку.
    А вот дальше начинается совсем песня. Статья “Материальные активы, производство и оборудование” (Property/Plant/Equipment) неожиданно вспухла на 43% или на $1.9 млрд. с $4.3 до $6.2 млрд. Надо же. Не иначе принтеров для печати на компашках накупили на 3 млрд., ведь коммерческая и промышленная недвижимость весь год дешевела. Вы как – имеете версии о том, что это за “оборудование” и “производство”, которого за худший год в мировой экономике с момента создания Майкрософт прибавилось по его балансу сразу в полтора раза?
    Еще более интересный вопрос возникает при изучении статьи “Нематериальные активы”, включающей бренды, торговые марки, авторские права, патенты, ноу-хау, информационные базы и т.п. Верите – за все 20 с лишним лет Майкрософт смог капитализировать интеллектуальной собственности только на $0.9 млрд. А за последние 12 месяцев он совершил чудо – создал новой интеллектуальной собственности сразу на $1.1 млрд., доведя за год ее стоимость до $2.0 млрд. У меня закрадывается подозрение, что Билли всю жизнь тормозил интеллектуальную работу в корпорации, и с его уходом научно-инженерное творчество там просто расцвело пышным цветом.
    Но самый удивительный рост мы видим по статье “Гудвилл” (Goodwill) – на $7.3 млрд. с $4.8 до $12.1 Хорошее слово, чувствуется в нем какая-то хозяйственность и материальное благополучие. Но, к сожалению, его значение не так прямолинейно. Гудвилл – это оценочная стоимость деловых связей компании, ее имиджа, капитализации клиентской сети и т.п. Вот как. Это значит Билли Гейтс всю жизнь сохатился как папа Карло, создал глобальную монопольную империю со всемирно известным брендом, связями со всеми корпорациями и правительствами в мире, запихал свои поделки в каждую квартиру на планете, и наработал этого гудвилла всего на $4.8 млрд. А всего за 12 месяцев мирового кризиса новый менеджмент компании практически утроил его. Ай молодцы! Монстры! Гении! Кто-нибудь еще помнит мой рассказ про Голдман Саксовича, его бухгалтера – несовременную женщину Матрену Джонсовну, и пыльную хреновину в углу, “ценой” в $100 млн., которую они каждый год переоценивают по балансу на повышение и берут под эту переоценку новый кредит в банке? Ну вот вам эта самая хреновина. Пи…ть не мешки ворочать – сказали, что гудвилла у нас утроилось, записали в балансе – и факт на рыло. Некоторые даже верят (c).
    Вы считали за мной сомнительные активы и несомненные приписки? А их, если что, набралось больше чем на $53.8 млрд. Из которых минимум $9 млрд. – это откровеннейшие приписки, еще $15-16 млрд. – чистая бумажная фикция, которая перестанет существовать максимум за следующие 36 месяцев, и еще, по меньшей мере, $15 млрд. обеспечены джентльменской договоренностью, не вскрывать карты. Вот Вам и $72.8 млрд. активов против $36.5 млрд. долгов. Так что я бы на Вашем месте, не покупал Майкрософт дороже, чем за $1 млрд. Можно крепко встрять.
    Если Вы посмотрите, что происходило все последние годы, то Вас ждет неприятный сюрприз. Возьмем интервал 2004-2007, когда цена всех финансовых активов в мире, в т.ч. принадлежащих Майкрософт, бодро росла, и Майкрософт еще не занимался такими наглыми приписками “гудвиллов”, как в 2008. Для начала выясняем, что за эти 4 года было выплачено $45,191 млн. дивидентов. Далее, смотрим на активы и устанавливаем, что в 2004 они составляли $92,389 млн., а по итогам июня 2007 сократились до $63,171 млн. – на $29,218 млн. Подчеркиваю – в этот период все активы пухли, как на дрожжах, т.е. это не переоценка на понижение. Таким образом, Майкрософт распродавал активы на повышательном тренде. Затем смотрим на обязательства и обнаруживаем, что прямые долги корпорации выросли за тот же период на $8,785 млн. с $14,969 млн. до $23,754.
    Итого, Майкрософт продал за этот период на $29,218 млн. активов и взял $8,785 млн. кредитов – всего $38,003 млн. кэша, сократив положительный баланс активов и прямых долгов с $77,420 млн. до $33,953. И выплатил $45,191 млн. дивидентов. Т.е. 84% дивидентов было образовано за счет ликвидации активов, и принятия на компанию новых кредитов. А в 2008 финансовом году компания взяла еще 6 млрд. кредитов. Вам совершенно правильно назвали этот процесс – подготовка к ликвидации, или преднамеренное банкротство.
    Вы понимаете, с точки зрения какого акционера это все происходит? С точки зрения Гейтса и Аллена. Компания сперва вывалила им 36 млрд. дивидентов, львиная доля которых пошла этой парочке, а потом начала агрессивно выкупать конкретно их акции. Причем на эту выплату дивидентов и выкуп акций Гейтса и Аллена уходит не только вся прибыль, но и распродаются все реальные активы и в бешенном темпе набираются кредиты. А реальные активы на балансе подменяются фантазиями про “гудвилл”. В результате, уже по итогам 2008 финансового года реальные активы Майкрософт стоят примерно столько же, сколько его прямые долги. А Гейтс с Алленом перекачали себе из компании чистым кэшем под полсотни миллиардов. Я понимаю, что Вы думаете, что раз компания выплачивала по 20 млрд. все последние годы, значит она и дальше так будет выплачивать. Но я Вас разочарую – все уже своровано до Вас. Сейчас мы наблюдаем последние штрихи в программе вывода денег из компании. Т.е. сегодня купить компанию можно только с одной целью – пока не вскрылось ее фактической банкротство, успеть нахапать еще кредитов и вывести их в виде дивидентов, кинув кредиторов. Т.е. забрать компанию в счет оплаты долгов, в качестве реального актива, имеющего настоящую ценность, про что мы и говорили – бессмысленна. И Ваши калькуляции про дивиденты и миллиард похожи на заявления второкласника, что дядьки студенты нифига считать не умеют, потому что 6+3 будет не 11, а 9, и нефиг мол рассказывать про какие-то несуществующие восьмеричные системы исчисления. И попробуйте сообразить, что такие управляющие решения главных акционеров свидетельствуют о чем угодно, кроме того, что они рассчитывают на высокие прибылей компании в ближайшие годы.
    Про выкуп поговорим отдельно. Про кредиты – я плакал. Я даже не собираюсь акцентировать внимание на том, что я всегда употребляю термин “прямые долговые обязательства” и если дальше употребляю слово “кредит” без дополнительной расшифровки, то он употребляется как синоним введенного понятия. Но про то, что предоплату не нужно отдавать – это шедевр. Т.е. когда у компании наступят трудные времена, она просто всех тех, кто оплатил ее товары и услуги просто пошлет нах – скажет: я вам нифига не должна.
    Ну и про прибыли. Вы явно не любите заморачиваться сложными размышлениями и раз написано на бумажке “прибыль” то Вы уверены, что это именно прибыль. Так я Вам помогу рассмотреть, чего там делает руками бухгалтер Майкрософт. Смотрим состояние активов за 2006 и 2007 – $69,597 млн. и $63,171 млн. соответственно. Из них финансовых активов $43,393 в 2006 и $33,528 в 2007. И это при том, что американские бумаги с июля 2006 по июнь 2007 выросли в среднем на 15%, т.е. на самом деле по ценам 2006 ф.г. к концу 2007 ф.г. на балансе осталось бумаг примерно на $29 млрд. Т.е. продано финансовых активов было на $14 млрд. Как Вы думаете, в отчете о доходах и расходах в какой статье появились эти $14 млрд.? Я Вам ее точно назову – “Доходы” – “Revenue”. А из Revenue, путем вычета Operating Expense и Tax получается Net Income. И этот самый Net Income за 2007 составил $17,681 млн. Из которых $14 млрд. – это доходы от продажи реальных активов с баланса корпорации. Как Вы думаете – до какого момента удастся поддерживать прибыль таким образом? А рассказать Вам, как привлеченные в том же году $6 млрд. кредитов (прямых долговых обязательств, если хотите быть точным до буквы) были превращены в недостающие $3,681 млн. чистой прибыли? Вернитесь на предыдущую страницу и прочитайте, как это делается в Голдман Сакс. Так что от Вашей “денежной машины” остался только мираж. Но поскольку любителей миражей хватает, то акции Майкрософт пока еще не стоят $0.0. Но это очень ненадолго. Все последние месяцы мы имели удовольствие наблюдать, как после внимательного прочтения балансов, до людей вдруг доходило, с кем они имеют дело, после чего вдруг выяснялось, что цена китов, которым казалось принадлежит половина США, составляет всего несколько миллионов долларов. Точно в такой же ситуации находится Майкрософт – его уже нет. То, что мы его еще наблюдаем, связано с тем, что акционеры пока увлечены чтением балансов финансовых организаций – вчера Countrywide, FM&FM, Bear, Lehman. Сегодня WaMu и Merill Lynch. Завтра займутся чтением балансов Wachovia и UBS. Не до Майкрософт пока, в общем.

      • Было бы круто, если бы автор разбирался до конца в теме, про которую рассуждает:
        1. 2008 год НЕ худший год по определению, т.к. Fiscal Year 08 закончился в июле.
        2. автор пытается определить стоимость компании и, прости госпади, прогнозировать её по балансу. И все это даже не удосужившись заглянуть в Cash Flow Statement, где сказано, что с продажи инвестиционных активов компания заработала меньше, чем за предыдущие годы.
        3. AR – да, конечно, выросли – надо знать sales chain, чтобы понять, откуда берутся такие цифры – они тупо зависают у дисти и реселлеров. Да, разумеется, когда рынку поплохеет поплохеет и партнерам, а затем и МС. Вот только цепочка эта очень инертна, не буду к тому же вдаваться в рассуждения о падении-не падении объёмов продаж. Мы же только на фин. отчетность смотрим.
        4. оборудование – не знаю, известно ли автору о наличии у MSFT бизнеса, который связан с оборудованием: XBox ни о чем не говорит?
        5. ну и на закуску (не потому что кончились аргументы, а запарился писать) – Goodwill. Не надо путать божий дар с яичницей. MSFT – это не одноклассники и фейсбуки, одним гудвилом живущая и не знающая как толком этот гудвил в хруст купюр превратить (не продажей компании, разумеется). Гудвил скапливается от многочисленных сделок слияний и поглощений, которыми богат МС в последнее время – онлайн сервисы, антивирусы и проч. Деньги тратятся с размахом, компания не шибко торгуется – вот вам и гудвил.
        Я не думаю, что Билл Гейтс собрался «продать Майкрософт» -во первых, кто ж его купит, с такими раскладами, как автор рисует? Во вторых – Майкрософт – это не фейсбук, который надо быстро слить, пока эфемерность фишки не просекли покупатели. Бизнес в достаточной степени диверсифицирован. Даже финансовые институты есть (ну пока правда под вопросом как они будут жить).
        Короче – МС поплохеет, разумеется (как и всем остальным), но может даже в меньшей степени чем напр. IBM или Novell. Вот уж их то кто-то может и прикупить.

        • Не будешь против, если я ответку на форум где это обсуждается (ссылка выше) скопирую. Здесь не место для таких бесед, да и я в эти дискуссии не вхожу, так как мне вас твердолобых читать просто смешно, что одного, который написал, что другого, который ответил. Просто знания ваши, так же как выстраиваемая “экономика”, гнилые с ног до головы, даже старик Маркс, мы теперь все понимаем, что был прав. 3,14здец капитализму, тока правда на 100 лет позже, чем он ожидал. Не обижайтесь. Но ситуация такая критическая получилась из-за того, что слишком много развелось умников, которые вместо того, чтобы махать лопатой на какой-нибудь, утрирую, комсомольской стройке, сидят по светлым офисам и думают, что разбираются в реальной экономике.

          • ммм.. лопатой… пожалуй я выберу “экономику”. 🙂
            Непонятно только зачем было копировать в этот блог нелепый, “гнилой”, как сам выразился, пост неизвестного автора. Так, заполнить эфир? Вот таких заполнятелей эфира по моему будет побольше, чем действительно специалистов по экономике и маханию лопатой. Не обижайся.

          • Я сторонник разных точек зрения, я за плюрализм мнений. Твоя точка зрения – это всего лишь точка зрения. Поясню почему смешно читать. Вот если бы все “аналитики” ещё понимали чего пишут. Гнилой пост – говоришь. А ведь ты начал за упокой, а кончил за здравие. Если внимательно почитать заочную полемику, то можно увидеть, что выводы у ораторов абсолютно одинаковые. Хотя вначале второй высказался о сомнительной компетенции первого, а в результате написал тоже самое.
            PS
            Сейчас жду анализ состояний дел Apple. Обязательно выложу, интересно посмотреть на реакцию.

  2. Кстати, как рисовать отчетность – это простор для творчества, а вот как её анализировать – это ещё больший простор. В итоге могут получиться презанятные вещи. Как в цитате с БОР: “кладем в бутылку дерьмо и клей, трясем. получаются странные вещи, иногда – корабли”

Leave a Reply