Дизайнер, который прошел длинный путь, от технофоба в Британском политехе до кандидатуры руководителя гигантской американской корпорации
У него одна из самых могущественных позиций в корпоративной Америке. Его фанаты (и заказчики) — Боно, Джордж Буш и Королева. В 2007 году читатели журнала Time указали его среди 100 самых влиятельных людей на Земле.
Может ли Джонатан Айв, скромный парень из графства Эссекс, который начал свою карьеру, разрабатывая туалеты и расчески, быть близким к исполнению наиболее необычного трюка в истории американского бизнеса?
Может ли этот 40-летний бритоголовый качок, ездящий на Aston Martin и живущий в Твин Пикс с женой-историком и близнецами-сыновьями, быть следующим человеком, который будет управлять Apple Computer?
Г-н Айв, известный коллегам как Джони, уже является старшим вице-президентов Apple по промышленному дизайну, а в его портфолио — разработка всех продуктов Apple от iMac до iPhone.
Продажи iPhone в Европе достигли полумиллиона — опережая прогнозы аналитиков. В то же время iMac, который Айв представил впервые 9 лет назад в Париже, объясняя, что он хотел сделать его похожим на грейпфрут, продолжает привлекать все новых пользователей PC своим утонченным дизайном и менее «глюкавой» операционной системой.
Старания Айва были вознаграждены в прошлом году Королевой, когда она наградила его статусом CBE (Commander of Brithish Empire). С тех пор стало известно, что благодарность Ее Величества даже больше, чем некоторые думали: 81-летняя королева — владелица 6ГБ «Королевского» iPod, подарка от Принца Эндрю.
Но может ли парень из Чингфорда, Восточный Лондон, заменить Джобса, сооснователя Apple и руководителя компании. Хотя Джобс (ему 52) и воспринимается некоторыми как тиран («быть Стивнутым» означает «быть уволенным» в Apple), он при этом является иконой и перед ним больше преклоняются, чем плохо относятся.
И тем не менее, он находится под растущим давлением назвать своего «преемника», поскольку многие опасаются, что компании, построенной на личности одного человека, требуется четкий план преемственности. Джесс МакМаллин, известный блоггер из Кремниевой Долины, даже написал письмо совету директоров Apple, указывая на то, что это их «опекунская обязанность разработать план преемственности», и что Джонатан Айв должен возглавлять этот список.
Дэн Морен, редактор MacUser, соглашается. Он описывает Айва как «человека, который олицетворяет то, за что Apple наиболее известна — дизайн».
Есть и другие причины для всех этих разговоров о преемственности в Apple — или же, как фанатичные последователи компании любят говорить, потребность в «пост-Стивном сценарии». Компания пострадала в скандале с опционами акций — фактически возможностью купить акции по определенной цене в надежде продать их с прибылью позже — который возник в августе и с тех пор не уходит.
Apple одна из сотен компаний, обвиненных в нечестной игре с опционной программой, что обеспечило гарантированный доход директорам компании. На Волл-Стрит, высокостатусные жертвы продолжают поступать: пару недель назад бывший руководитель United-Health Group согласился на возврат почти полмиллиарда долларов в акционных опционах и заплатить штраф 7 млн долл как следствие расследования со стороны Комиссии по Ценным Бумагам, финансового сторожевого пса Америки.
КЦБ дала понять, что у них нет планов предпринимать действия против Apple, но комиссия подала иск о фальсификации против Нэнси Хайнен, бывшего юрисконсульта компании, а также урегулировала расследование с Фрэдом Андерсоном, бывшим финансовым директором компании.
Несмотря на публичные заверения Apple, многие уверены, что КЦБ по прежнему рыщет — и по мере прогресса расследования дела Хайнен (она отказывается от правонарушений) интерес к внутренним политикам Apple будет только расти.
Считается, что Джобса попросили дать официальное заявление под присягой, как часть расследования. Apple по прежнему утверждает, что Джобс не сделал ничего неправильного, и постоянно указывает, что КЦБ похвалила компанию за ее «быстрое, всестороннее и исключительное сотрудничество». И тем не менее, на Apple подала иск крупная юридическая компания Сан Франциско, утверждая, что Джобс заработал сотни миллионов долларов благодаря нечестным акционным опционам «задним числом».
Невзирая на тот факт, что уход Джобса может быть маловероятен, некоторые инвесторы чувствовали бы себя счастливей, если бы Айва официально назвали правопреемником позиции директора Apple, чтобы избежать лишних сомнений.
Марк Моламфи, юрист, который подает обновленный иск против Apple, признал в разговоре с The Times, что Айв более-менее неприкасаемый в ситуации расследования опционов с акциями. «Доказательства, которые мы видели, не затрагивают его», говорит Марк.
Айв признал, что он больше дизайнер, чем компьютерный фанат. «Я закончил колледж, имея серьезные проблемы с компьютерами», сказал он в одном из своих нечастых выступлений в 2003 году. «Я был уверен, что я технически некомпетентный. И в самом конце учебы, я столкнулся с Маком. Я помню свое изумление, насколько он был проще, чем что-либо из того, что мне приходилось использовать.»
Студент по специальности искусства и дизайна в Политехе Ньюкастла (теперь — Университет Норсумбрия), Айв разрабатывал кредитки в форме булыжника, ручку для тех людей, которые любят вертеть в руках ручки и белые пластиковые слуховые аппараты для глухих детей. Неудивительно, что он закончил университет с отличием, в то же время получил две студенческие награды Королевского Общества Искусства.
Позже он со-основал свою дизайн-студию, Мандарин, клиентами которых была компания-производитель туалетов Ideal Standard. Еще одним его клиентом стала Apple, которая к тому времени уволила своего со-основателя, Джобса.
К 1992 году Айв переехал в главный офис Apple в Купертино, в северной Калифорнии. Когда Джобс вернулся из изгнания в 1997 году, Айва почти уволили во время неразберихи. Но Джобсу не потребовалось много времени, чтобы осознать, что человек, который может помочь оживить компанию, уже работает на него.
Айв был быстро повышен до руководителя дизайна и запустил свой первый продукт — прозрачный iMac G3, разработанный в виде леденца. Как часть своего исследования, Айв поехал на фабрику по производству леденцов. После дебюта iMac в Париже, Айв развернул борьбу против культуры «бежевых коробок» обычных PC.
«Компьютерная индустрия креативно — банкрот», заявил он. «Мы знали, что iMac был быстрым, но нам надо было сделать его неуродливым.»
Это стало началом необычайного поворота для Apple, и серии успешных продуктов — включая белый iMac, iPod, и теперь iPhone — которые помогли акциям компании подняться почти на 1000% за 10 лет.
Айв и Джобс, по слухам, говорят как минимум раз в день, и Айв разделяет перфекционизм своего руководителя (говорят, что Джобс требовал, чтобы у iMac не было видно ни одного винта).
Зарплата Айва не разглашается, но возрождение компании сделало его очень богатым — отсюда и Aston Martin. Это также сделало его другом с многими знаменитостями, в том числе Боно, Дейвид Бирн, солист группы Talking Heads, и дизайнер Пол Смит.
Когда-то в Business Week Айва описали как «выпускника колледжа, потерявшегося по дороге в Старбакс». Восхождение Айва к вершинам Apple поражает даже бывалых сотрудников компании. В конечном итоге, Apple — замкнутая компания, культовая, как некоторые говорят, а Джонатан Айв в ней сейчас считается Серым Кардиналом.
“Я думаю, что Стив Джобс нашел в Джони того, кто знает как дополнять и даже превышать его видение, и делать это снова и снова,” говорит Чи Перлмен, который организовывал мероприятие, где выступал Айв 4 года назад.
Айв работает в атмосфере полной секретности — многим сотрудникам Apple запрещен вход в его студию — с дюжиной помощников, каждый из которых зарабатывает больше 200 тыс. долл. в год. Говорят, что его команда, в которую входят немец, итальянец, новозеландец, придумывает лучшие свои идеи на кухне, поедая пиццу. Как его руководитель, и как сотрудники магазинов Apple, Айв приходит на работу каждое утро в джинсах, кроссовках, футболке и кофте поло.
Есть и скептики, конечно. Некоторые считают, что у Айва недостаточно харизмы, чтобы стать “Стив 2.0”, и что он никогда не сможет выступать как Джобс, на пресс-конференциях, которые затем без конца пересматривают на YouTube.
И тем не менее, из всех потенциально успешных кандидатов, британец, который когда-то описал себя “технически некомпетентным”, пока что лидирует. Также правда и то, что он пока что особо не высовывается.
Сюзан Ландгрен, представитель Apple, сказала The Times, что “Джони считает, что лучше потратить время на работу, чем на интервью.”
Оригинал
Discover more from alexmak.net
Subscribe to get the latest posts sent to your email.
Essex? Мда, вспомнился мне тут что-то адмирал Задница… :))