Переход Apple через ОС

Чем больше я читаю отзывы на дизайн iOS 7, тем больше мне это напоминает другую радикальную смену дизайна у Apple — переход с классического серого интерфейса Mac OS 9 в самых ранних Developer Preview Mac OS X на интерфейс Aqua, тот самый, который должен был стать таким классным и реалистичным, что, по словам Джобса, его должно было захотеться облизать.
Наверно, одно из самых важных отличий от теперешней ситуации — тогда это все было доступно в первую очередь только для разработчиков, а пользователей с интернетом и возможностью поставить себе девелоперскую версию системы было гораздо меньше (как и вообще пользователей техники Apple — “а то, илитный клуб!”). Сейчас же бета-версию iOS громоздят себе на телефон вообще кто попало — даже тренер жены в спортзале показывал ей уже iOS 7, рассказывая ей о том, какая она глюкавая, да и я периодически натыкаюсь на размышления разных блондинок из серии “мне показали iOS 7, вот думаю, не поставить ли ее себе?” НЕ ПОСТАВИТЬ!

Но вот похожестей с той ситуацией все равно очень много. Шок, который испытали тогда разработчики, не особо отличался от той реакции, которую мы все почувствовали неделю назад. Еще бы, посмотрите вот сюда — так выглядела Mac OS X в версии Developer Preview 2:
macosxdp2
Большинство из вас, конечно же, не знает, как выглядела Mac OS 9, но поверьте мне, что чисто визуально то, что показано на картинке, очень похоже на Mac OS 9, пусть и “под капотом” там уже совсем другой двигатель.
[ad#intext-inside]
А на выходе в виде Public Beta, которая стала доступна уже всем желающим окунуться в новый “водный мир”:
Macosxpb
Что-что, а шока при взгляде на новый (на тот момент) интерфейс Aqua было предостаточно — все эти прозрачности, новые шрифты, “водяные” пульсирующие кнопки”, “матрасный” фон, анимации, супер-качественные иконки, Док выглядели как из совсем другого мира и необязательно приветливо для разработчиков. Каждый из них прогонял в голове мысли о тех усилиях, которые придется потратить на модернизацию интерфейса приложений для новой системы (“а зачем, если она пока ни у кого не установлена, и не умрет ли Apple раньше этого времени?”), не говоря уже о том, что многие приложения надо было просто переписать с нуля на Cocoa. А как это все тормозило на технике тех времен, когда даже мощный по тем временам PowerPC G3 не справлялся с отрисовкой всей этой красоты (а акселлератор графики Quartz Extreme с пробросом рендера на GPU тогда еще не придумали). В итоге, от таких мыслей возникали большие обсуждения по поводу необходимости вообще таких изменений, а уж критики на многие интерфейсные решения было читать не перечитать. Одно только яблоко посреди полоски меню чего стоило (см. выше).
А уж сколько функциональности было выброшено при переходе на новую систему — считать не пересчитать. Навскидку из особо запомнившихся была поддержка огромного количества устройств, драйвера для которых надо было переписать. Или отсутствие поддержки DVD-плеера или возможности записи диска, которые, если мне не изменяет память, появились где-то в районе 10.2 — через полтора года после выпуска первого официального релиза Mac OS X 10.0 в марте 2001 года. “Нет, Apple никогда такого не делала!” — пишут в интернете критики, даже примерно себе не представляя что Apple делала в прошлом, когда эти критики пешком под стол только начинали ходить. Mac OS X в начале 2000-х годов эволюционировала очень быстро — уже через полгода вышла версия 10.1, которая существенно “ускорила” работу операционной системы, вытерпеть которую до этого мог только очень терпеливый человек. Через год появилась 10.2, добавлявшая многие недостающие функции, а где-то примерно в районе 10.3 (еще через год) Mac OS X примерно восстановила набор функциональности, сравнимый с Mac OS 9, существовавшей до этого. (Но официально Стив Джобс похоронил Mac OS 9 в 2002 году на WWDC в Сан-Хосе, причем реально похоронил — я, наверно, никогда не забуду тот гроб на сцене и огромную коробку Mac OS 9 в нем).
Сегодня Apple способна развивать операционную систему гораздо более быстрыми темпами — это совсем другая компания, чем 10-12 лет назад. Движение в сторону радикального упрощения интерфейса, чтобы затем постепенно его развивать и улучшать — это именно то, как Apple всегда работала, и продолжает работать. Постепенное убирание “матраса” в OS X, снижение прозрачности и проч — именно так выглядит настоящий процесс: real artists ship. Постоянно дорабатывать продукт, не выпуская его на рынок, чтобы собрать реальный фидбек от реальных пользователей — это увеличивать вероятность провала выпуска идеального (по мнению разработчиков) продукта, где это мнение может радикально разойтись с мнением пользователей.
Многие жалуются на низкое качество иконок в iOS 7 и вообще графики. Я уже неоднократно говорил о том, что Джони Айв был назначен ответственным за интерфейс всего 8 месяцев назад — этого, очевидно, достаточно, чтобы придумать концепцию, но явно недостаточно, чтобы вылизать все детали. Оставшиеся 2-3 месяца до релиза в Apple будут посвящены в том числе и этому — многие разработчики в компании этим летом не уйдут в отпуска, и будут работать с овертаймом, чтобы компания смогла выпустить законченный продукт. Разработчикам и так непросто, в условиях “удвоенной безопасности”, которую пообещал Тим Кук год назад, меры, предпринимаемые Apple и правда беспрецедентные — разработчики получили графические ресурсы в последний момент, а используемые ими прототипы для разработки могут содержать в себе защитные экраны, искажающие цвета. Кстати, обратите внимание, что iOS 7 доступна пока что только для iPhone, у разработчиков просто не хватило времени довнедрить все графические ресурсы в iPad, что вполне объясняется вышеуказанными причинами.
[ad#intext-inside]
Я как человек, который ответственен за не один десяток приложений в App Store (и не только для этой платформы), в новой версии iOS вижу очень много интересного, что позволит создавать еще более функциональные и еще более привлекательные визуально приложения, с интерфейсом, который будет гораздо более понятен пользователю и сфокусирован на том, что важней всего для пользователя. А интерфейс iOS 7 будет совершенствоваться со временем, как дорабатывался и совершенствовался интерфейс OS X, включая новые визуальные решения, новую функциональность, новые API для разработчиков. И разработчики подтянутся, что позволит в целом вывести платформу на совершенно другой уровень — факт, возможно, пока что плохо доступный для всех тех, кто продолжает нытье по поводу дизайна новой версии iOS.