И о настоящем Foxconn

Помните историю с Майком Дейзи, который выдумал много всяких ужасов про фабрику Foxconn, где собирается техника Apple — несовершеннолетних, калек и проч., которых он якобы лично видел, а на самом деле нет? Журналисты Bloomberg рассказывают о своих впечатлениях от поездок в Китай и на фабрики Foxconn.

Майк Дэйзи разоблачен. То, что он якобы видел — на самом деле он не видел. Люди, с которыми он якобы говорил — он с ними не разговаривал. Открытия, которые, по его словам, он сделал — этого тоже не было. Он соврал.
То, что Майк Дэйзи соврал, имеет значение, как и то, что он был пойман на вранье. Есть смысл послушать тот выпуск This American Life, в котором Айра Глэсс рассказывает об этой истории. Там очень хорошо выступает Роб Шмитц, настолько же фантастично, как и история, которую рассказал сам Дэйзи. Любой, кому интересна история Apple и Foxconn, должен послушать тот выпуск. Если вы когда-либо писали о том, какая плохая Apple, писали об ужасах потогонной системы Foxconn, или же ставили “лайк” истории, срывающей покровы с процесса производства iPad, вам нужно послушать этот выпуск. Не нужно слушать всяких блогеров и читать в СМИ попытки предподнести итоги всей этой саги на тарелочке — послушайте все сами. Давайте, сделайте это сейчас. Я подожду. Послушали? Хорошо.

А теперь давайте я вам расскажу, что я видел на Foxconn. Я как журналист начал писать об этой компании уже более десяти лет назад, еще до того, как идея iPhone вспыхнула в голове Стива Джобса и сразу после того, как Dell стала клиентом Foxconn. Затем, в 2010 году, когда серия самоубийств привлекла внимание мира и заставила узнать вас, кто же производит ваш iPhone, мой коллега Фредерик Бэлфор и я занялись более серьезным изучением Foxconn. Результатом стала статья “Внутри Foxconn“, статья в Bloomberg Businessweek размером более 6 тысяч слов.
Мы брали интервью у основателя Foxconn Тэрри Гу (Terry Gou) много часов. Но до того, как засесть с ним за интервью (и до прогулки по кампусу с ним), мы поговорили с десятками людей, которые там работали, сотрудничали с компанией, были ее поставщиками, покупателями или каким-то другим образом напрямую взаимодействовали с Foxconn и ее основателем. Foxconn не знает о том, кто были большинство этих людей, и они никогда не интересовались этим. У нас также был тур по общежитиям Foxconn, по кафе, на сборочной линии и в бассейн. Мы осознавали, что они пытаются показать себя с лучшей стороны. Мы улыбались и кивали, и все равно проводили свое расследование.
Среди тех, с кем мы говорили, было примерно два с половиной десятка работников, в основном сотрудники фабрики, которые разговаривали с нами без смотрителей и разговаривали свободно. Опять же, Foxconn не знает, с кем мы говорили, и они никогда не спрашивали об этом.
Майк Дэйзи утверждает, что он встречал 12-летних рабочих, вооруженных охранников, искалеченных сотрудников фабрики. Мы ничего этого не видели. А мы пытались их найти. Для нас и нашей статьи ничего не было бы круче, чем разговор с работающим на фабрике подростком о том, как ей нравится (или не нравится) 12-часовая смена по сборке iPad. Но мы не нашли такой истории. В нашей статье мы рассказывали о группе рабочих, у которых были жалобы, но их жалобы не особо отличались от жалоб рабочих в любой другой компании. Больше всего они жаловались на то (нас это даже немного удивило), что у них недостаточно сверхурочной работы. Они хотели работать больше, чтобы заработать больше денег.
Менее чем через год, я поехал туда еще раз с другим коллегой.
Мы прошли еще раз через тот же кампус Лонгуа в Шэньчжэне, что требовало согласования с Foxconn, и поговорили с рабочими. Мы стояли за воротами (возможно, у тех же ворот, у которых Дейзи, по его утверждениям, нашел малолетних рабочих), а Foxconn был даже не в курсе, что мы там находились. Мы углубились немного в местную торговую улочку, между чайными стойками и магазинами с едой, где молодежь с фабрики устраивала свидания и встречалась с друзьями. Это не было похоже на кошмарные сцены из рассказа Дейзи.
Вместо рассказов о притеснениях на работе и потогонных условиях, рабочие рассказывали о тоске по дому и желании заработать больше денег — два импульса, которые, похоже, совместно подводили рабочих к планированию поездки домой, когда они заработают достаточно. Тоска по дому в какой-то мере облегчалась организованными Foxconn дополнительными активностями, и один рабочий воодушевленно поделился, что “у него теперь есть подружка”. А желание денег в какой-то мере удовлетворялось повышением зарплаты несколько месяцев до этого.
Конечно, это и не рай. Некоторые рабочие не понимали своих расчетных листов по зарплате, другие жаловались на жестких менеджеров (но никто не привел примеров оскорблений или физического насилия), а другие считали работу скучной. Кто-то просто тосковал по дому.
Есть, конечно, и неприятные факты, о большинстве которых я писал последние два года, включая десяток самоубийств среди сотрудников на разных фабриках Foxconn в Китае в 2010 году. Рабочие погибли в прошлом году от взрыва, которого можно было бы и избежать. Группа SACOM пророчески сообщала об загрязнениях на фабрике Foxconn в Ченгду как раз перед взрывом в прошлом году. Эта организация и China Labor Watch достаточно подробно описывают другие проблемы среди различных поставщиков Apple, такие как продолжающаяся и незаконная сверхурочная работа. Даже одна смерть — это ужасно, и я помню как сжимается мой желудок каждый раз, когда мне приходится писать о них. Однако, нужно это все воспринимать в контексте. Как писали в Forbes, количество смертей и самоубийств, которые происходили на Foxconn, демонстрируют уровень, который может быть ниже, чем в других местах в Китае — и в США. Это можно увидеть на этом графике.
Есть также и вещи, которые происходят на Foxconn, о которых не так интересно говорить: дешевое жилье и оплачиваемая еда для рабочих, спортзалы прямо на кампусе, зарплата, которая существенно выше государственного минимума и того, что платят в других компаниях, постоянный поток молодых рабочих, которые по-прежнему хотят тут работать.
Проблема с враньем Майка Дейзи заключается в том, что он нарисовал картину Империи Зла, где нет места счастью или человечности. Мрачные, Диккенсовые сцены ужаса и слез. Из-за них любой, кто пытается рассказать более полную, более сбалансированную историю, выглядит оправдывателем Apple или Foxconn, потому что ваш мозг уже забит “знанием” о том, как там все плохо.
Для публики история о 19-летней сотруднице, пожимающей плечами и утверждающей, что работа не так уж и плоха, не имеет никаких шансов против истории о 12-летнем ребенке, собирающем iPad. Наивная и юная улыбка парня, встретившего свою первую подружку на вечеринке, организованной Foxconn, меркнет в сравнении с искалеченным стариком, держащим iPad первый раз в жизни. В сравнении с ложью, правда просто не такая привлекательная.
Оригинал