iPad непобедим

Я несколько раз подходил к этой статье с желанием перевести ее, но мне было лениво — из-за ее размеров, да и внимания современных интернет-пользователей на такое количество букв, как правило, не хватает. Но я еще раз на нее посмотрел вчера и понял, что переводить ее надо, уж слишком хорошей и интересной она получилась. Для тех, кому лениво читать, и кто хочет ломануться комментировать сразу, не читая, краткое содержимое статьи: iPad круче всех, Apple использует стратегию, однажды сработавшую с iPod, у конкурентов нет возможности его победить, мы все умрем. Последняя часть — правда, но к оригиналу статьи никакого отношения не имеет.
А вообще, как мне показалось, эта статья — одна из лучших, которую я переводил за последнее время. Чего стоит только подзаголовок: “Почему у конкурентов Apple по планшетам нет ни единого шанса — и, возможно, никогда не будет”. Flame mode: on.

———–
Представьте себе, что вы управляете большой технологической компанией, название которой — не Apple. Допустим, вы Стив Баллмер, Майкл Делл, Мег Витман, Ларри Пейдж или Пол Отеллини. Как у вас ощущения, спустя несколько дней после того, как генеральный директор Apple Тим Кук представил новый iPad? Вы сбрасываете устройство со счетов как небольшое улучшение, все тот же блестященький планшет, но с более лучшим экраном и более быстрым доступом через мобильную сеть? Или же вы стали плохо спать по ночам? Вы ворочаетесь туда-сюда, переживая, что новое устройство от Apple представляет собой оглушающий удар, шаг, который укрепит позиции компании как бесспорного лидера на крупнейшем и наиболее разрушительном технологическом рынке с момента появления веб-браузера? Может быть, последние пару дней были даже хуже. Возможно, вы парализованы замешательством, боитесь, что вас полностью загнали в угол этим iPad, и не видно нормального способа победить его.
Для вашего же блага, мой гипотетический CEO-друг, я надеюсь, что вы испуганы.
[ad#intext-inside]
Прислушайтесь; есть вполне высокая вероятность того, что у меня закончатся имена прилагательные для того, чтобы описать то огромное, удивительное, важнейшее, невероятное и растущее положение Apple на рынке планшетов. Но я думаю, что преувеличение здесь оправдано, так как я переживаю, что конкуренты Apple не до конца осознают масштабы потенциального провала, который простирается перед ними. С середины 2010 года, когда стало очевидно, что еще новый на то время iPad станет хитом продаж, я набросал два возможных сценария развития планшетного рынка. Во-первых, все могло пойти так, как на рынке смартфонов — там, где Apple контролирует нормальную долю продаж и большую часть прибыли, но на котором успехи компании ограничиваются конкурентами, чьи продукты воспринимаются в качестве приемлемой альтернативы. Если рынок планшетов сформируется так, как рынок смартфонов, это станет не самой лучшей ситуацией для Microsoft, Dell, Intel, HP, Samsung, HTC или Google, но и не станет катастрофой.
Другой потенциальный сценарий, однако, куда менее оптимистичен для конкурентов Apple. Это — модель iPod. В этой истории, Apple начинает, выпуская новый, определяющий категорию продукт. Затем, по мере того, как конкуренты кое-как собираются с ответом, Apple безостановочно выпускает постепенно улучшаемую версию продукта каждый год, при этом каждый раз оставаясь вне досягаемости конкурентов. Одновременно с этим компания снижает цену на продукт и расширяет продуктовую линейку, делая устройство еще более доступным для широкой публики. Затем, чтобы завершить игру, Apple находит способ улучшить свое положение с помощью сетевых эффектов и привязки покупателей. (В случае с iPod, компания достигла этого с помощью приложения iTunes и встроенного музыкального магазина). Соберите эти факторы вместе — и вы получите непобедимое устройство. В 2011 году, через 10 лет после анонса, iPod по-прежнему занимает невероятные 78% доли рынка музыкальных плееров.
Вот уже два года, как планшет Apple поступил в продажу. Конкуренты выпустили десятки альтернатив, но iPad по-прежнему контролирует более 60% рынка. Более того, остальная часть рынка большей частью состоит из двух устройств, которые продаются в убыток — Amazon Kindle Fire и Barnes&Noble Nook. На мероприятии по запуску нового iPad, Apple сделала все, что нужно, для того, чтобы повторить историю iPod. Во-первых, новый экран Retina в iPad и поддержка сети 4G улучшают устройство достаточно, чтобы с ним нельзя было сравниться, не говоря уже о том, чтобы его обогнать. Более важно то, что Кук расширил продуктовую линейку и снизил цены. Новый iPad стоит от 499 долларов, как и изначально iPad 2, но предыдущая версия теперь стоит от 399 долларов. Видите, что получается? Рынок iPad все больше выглядит как продолжение того, что случилось с iPod. Как и в большинстве сиквелов, в этом все будет еще более масштабней и куда страшнее для всех причастных.
Давайте еще раз представим, что вы — один из конкурентов Apple. Как вы можете победить iPad? Ну, точно не ценой. Даже до нового iPad, конкурентам было сложно бороться с Apple ценой, получая еще при этом прибыль. Теперь же самый дешевый iPad стоит 399 долларов, и им будет еще сложнее. Поскольку Apple использовала свои запасы наличности, чтобы зарезервировать себе ключевые компоненты — например, сенсорные экраны, многие конкуренты обнаружат себя в ситуации, где единственный способ выпустить планшет со сравнимыми возможностями, но с более низкой ценой — это продавать его, теряя деньги. Но это сложно делать, если у вас нет другого способа зарабатывать деньги, например, с помощью большого магазина контента.
Ок, значит, ценой не потягаешься. А как насчет возможностей устройства? Что, если вы можете выпустить планшет, в котором будет все, что Apple не добавила в iPad? Это именно то, что большинство конкурентов пыталось делать последние два года, и этот вариант не сработал. Часть проблемы в том, что никому особенно и не нужны эти якобы улучшения iPad — Flash и дополнительные разъемы, к примеру. Но более серьезная проблема в том, что с технологической стороны, у конкурентов есть серьезные сложности в том, чтобы победить Apple в даже самых важных возможностях устройства. Специально разработанный для iPad процессор и технология аккумуляторов означает, что устройство становится все более мощным без ущерба для времени работы от аккумулятора. Никто из конкурентов Apple так и не смог хотя бы обеспечить такое же время работы от аккумулятора, как у iPad.
Ладно, если нельзя победить iPad лучшим железом, может быть, это можно сделать с помощью лучшего программного обеспечения? Как я писал на прошлой неделе, я страстно жажду увидеть планшеты с новой версией Microsoft Windows в этом году. Но даже если планшеты с Windows 8 окажутся замечательными — большое “если”, учитывая, что мы пока не видели достойных планшетов для новой операционной системы — у них все равно будет не хватать оптимизированных для планшетов приложений, которыми забит магазин App Store. Я подозреваю, когда люди выбирают планшет, количество приложений окажется более важным фактором, чем когда люди выбирают телефон; телефон вполне можно использовать без дополнительных приложений, а какой смысл в планшете, если для него нет отличных приложений?
Microsoft может оказаться на противоположной стороне цикла сетевого эффекта, в том же положении, в которое компания уже однажды загнала Apple на рынке ПК: покупатели будут выбирать iPad вместо планшета Microsoft, потому что там есть 200 тысяч приложений для iPad, и только малая часть этого — для Windows. Это будет подталкивать разработчиков в сторону iPad вместо Windows как основной платформы — там ведь основное количество покупателей — что, в свою очередь, приведет только к увеличению продаж iPad. В какой-то момент привязка клиента становится крайне важной: если ваш последний планшет — это iPad, ваш следующий планшет тоже будет iPad, потому что там — все ваши приложения.
Есть один потенциальный вариант для конкурентов Apple, но он настолько маловероятен, что кажется безумием его даже упоминать: а что, если весь этот планшетный бизнес окажется всего лишь мимолетной прихотью? Я слышал эту теорию от читателей, которые озадачены предсказаниями, что планшеты и телефоны вырастут в замену ПК как основным вычислительным устройствам нашей жизни. Есть шумная группа пользователей, которые считают, что iPad никогда не будет достаточно хорошим для чего-то большего, чем просто ленивое потребление контента; да, люди расхватывают их сейчас, но как только мы осознаем их ограничения, мы продолжим покупать и использовать обычные компьютеры.
Я сомневаюсь, что это так — все тренды в отрасли говорят о том, что многим людям хочется небольшой, простой и более легко управляемый компьютер для дома и работы, и это означает “планшеты”. Но мне интересно, не пытаются ли втихаря конкуренты Apple ставить на этот сценарий “планшеты-как-прихоть”.
[ad#intext-inside]
Ведь если они действительно считают, что планшеты затмят персональные компьютеры, и если они видят, насколько непобедимым становится iPad, разве они не должны были бы бегать в панике? Если iPad станет будущим компьютеров, доходы Microsoft, Intel, Dell и в какой-то мере Hewlett-Packard начнут падать “стремительным домкратом”. В то же время Google, которая зарабатывает деньги на показе рекламы, окажется в ситуации, в которой она дотягивается до своих клиентов через устройство, которое выпускает враждебный конкурент. Как я уже говорил: опасайтесь.
Оригинал