Почему я ненавижу Android

Ну вы же понимаете, что пройти мимо записи с таким названием я просто не мог. Кроме этого, автором статьи является MG Siegler, который практически всегда пишет интересно и увлекательно, ну и что немаловажно — я разделяю его точку зрения. Но, комментируя пост, не забывайте, что это перевод. И, надеюсь, что “многабукаф” вас не отпугнет — все эти буквы очень интересные.
——————
Почему я ненавижу Android? Это определенно часто задаваемый мне в последнее время вопрос. И большинство из тех, кто не спрашивает, наверно, считает, что это потому, что у меня iPhone. Люди видят негативные статьи об операционной системе и считают меня “неразумным”, “предвзятым” или даже хуже.

Поэтому мне, наверно, надо пояснить.

Хотите — верьте, хотите — нет, но на самом деле я не ненавижу Android. То есть, у меня нет ненависти к концепции Android — на самом деле, в какой-то момент, я ее обожал. Что я ненавижу — так это то, во что Android превратился. А если быть точнее — что Google сделала с Android.
Давайте посмотрим немного в прошлое. В 2006 году мобильный ландшафт в США был невероятно хреновый. Motorola RAZR был самым продаваемым устройством на протяжении какого-то нелепого периода, что-то около 5 лет подряд — и единственное, что в нем не было полным отстоем, так это его размер. Операторы полностью контролировали отрасль. Это очень важный момент.
Затем, 9 января 2007 года — 5 лет назад — Стив Джобс вышел на сцену Макворлда, чтобы представить iPhone. Шесть месяцев спустя он поступил в продажу. И хотя в то время над ним посмеивались, мобильный ландшафт полностью изменился.
[ad#intext-inside]
Apple и Google на тот момент были большими союзниками. Их объединял общий враг: Microsoft. Руководитель Google в то время, Эрик Шмидт, даже находился в совете директоров Apple. Google была большой частью первоначальной операционной системы iPhone (до того, как она называлась iOS): Google Maps, YouTube, Google Search, и тд. Apple могла запустить iPhone и без Google, но тогда он не был бы настолько хорош. Если бы они занимались еще созданием своих карт с нуля, это заняло бы больше времени.
Несколько месяцев спустя, 5 ноября 2007 года, Google объединилась с многими крупными игроками в мобильном/телеком-пространстве для анонса Open Handset Alliance. В то время это звучало многообещающе, но, возможно, это должно было стать первым звоночком. Первый продукт этого партнерства: Android. Была выпущена бета-версия, но до выхода финального продукта прошел еще почти год.
Первый прототип Android выглядел очень похожим на устройства BlackBerry (как с программной, так и с аппаратной точки зрения). Но первое устройство (G1) и операционная система были больше похожи на гибрид между T-Mobile Sidekick (который помогал создавать руководитель Android Энди Рубин (Andy Rubin), когда он был со-основателем в Danger) и iPhone OS.
Оценивая те события, можно сказать, что Стив Джобс был явно не рад этому событию и дальнейшей iPhone-низации Android. Но великие художники воруют, и тд, и тп. Единственное, что мне не нравилось тогда в Android — что это была хреновая копия iPhone. Я бы не пользовался этим даже за деньги. И большинство людей воспринимало его так же.
Джобс ничего не говорил об этом тогда, потому что, наверно, и не надо было. Рынок сам говорил, что надо.
Прошло время и стало очевидно, что, несмотря на вовлеченность основных игроков в OHA, Android не особо “взлетал”. В то же время продажи iPhone, после снижения цены и добавления поддержки 3G, быстро росли. Поэтому Google поступила совершенно логично, они пошли к Verizon, крупнейшему оператору в США, и заключили сделку.
Помните, у Apple все еще был контракт с AT&T на эксклюзивные права на iPhone в США. Verizon и Google нуждались друг в друге. Но Google нуждалась в Verizon больше. Это была первая настоящая проблема. Поэтому была заключена сделка с дьяволом.
Давайте еще немного отмотаем назад.
Даже до выхода Android, у Google явно были большие мечты о мобильном пространстве. “Ваш мобильный телефон должен быть бесплатным”, говорил Эрик Шмидт Reuters в конце 2006 года. Он представлял мир, в котором потребители не должны были платить за свои мобильные телефоны — реклама (от Google, разумеется) компенсировала бы расходы. И мы не говорим “бесплатно” с двухлетним контрактом. Мы говорим бесплатно-бесплатно.
До выхода iPhone это могло звучать полным безумством. Но, помните, будучи членом совета директоров и купив Android для Google в 2005 году, Шмидт знал, какие продукты будут выходить. Он изначально планировал разрушить мобильный рынок.
Но, опять же, первые версии Android просто не получили достаточной популярности, чтобы обеспечить реализацию мечты Шмидта (и Google). Так что надо было заключать сделки с операторами.
И все же, Google продолжала вынашивать идею бесплатного телефона. Этот телефон назывался Nexus One.
На мероприятии в январе 2010 года, Google представила свой план для Nexus One — первый настоящий “телефон Google”, как они его называли. Хотя они были осторожны с некоторыми деталями, цель была понятна: Google намеревалась взорвать рынок операторов (вначале в США), переместив дистрибуцию телефонов в онлайн, упростив ее при этом. Идея заключалась в том, что вы бы приходили на веб-сайт, выбирали любой телефон, затем выбирали бы оператора, оплачивали — и все.
Задумайтесь об этом. Вместо того, чтобы идти в магазин определенного оператора, где вам будут тыкать десятком отстойных телефонов в лицо продавцы на комиссии, вы сами контролировали бы процесс. Конечный результат приближения потребителей ближе к операторам (и к телефонам и тарифам) был очевиден: серьезная конкуренция и как результат — лучшие предложения от операторов, чтобы обеспечить активацию и удержание подписчиков.
Или же вы могли купить любой телефон без привязки к оператору. В итоге, в США бы появились предоплатные SIM-карты.
Это должно было стать рассветом золотого века мобильной отрасли в этой стране. Как я написал в то время: Apple и Google только что выбрали мишенью американских операторов. Мне это очень нравилось.
Но этого не произошло.
Что должно было быть очевидным тогда, но по какой-то причине не было (может быть, из-за того, что на мероприятии были представители операторов) — операторы возненавидели этот план. И понятно почему — это должно было превратить их в “тупые трубы”, которые конкурировали бы по цене. Не было шансов, чтобы они дали этому взлететь, и они не дали. В течение нескольких месяцев, сославшись на невысокие продажи Nexus One, Google похерила свой амбициозный веб-сайт и вместо этого сдалась со всеми потрохами операторам.
Но это еще не все.
Чего не знал никто на то время, и я услышал только несколько месяцев спустя — это первоначальное видение Google концепции Nexus One. Google собиралась продавать его за 99 долларов без контракта и разлоченным. Да, 99 долларов за разлоченный телефон, субсидированный рекламой Google.
Но у этого плана была одна маленькая проблема: у Google не было своей сотовой сети. Им нужна была помощь от Verizon, AT&T, Sprint или T-Mobile. Google, наверно, думала, что их победа в аукционе за открытый частотный диапазон в начале 2008 года дала им рычаг, который был им нужен. К сожалению, не дала.
Все операторы рассмеялись Google в лицо, когда увидели амбициозный план с Nexus One. И, учитывая, что Google на тот момент только-только подписала очень важную сделку с Verizon, этого и не могло произойти.
Так что вместо этого одновременно с запуском Nexus One мы получили веб-сайт, где вы действительно могли купить разлоченный телефон с Android — за 529 долларов. Никаких шансов.
Более того, хотя Verizon и Sprint заявляли о своей поддержке проекта, в их сети телефон так и не появился. Вот так они поддерживали проект.
Чтобы еще больше усложнить ситуацию, за кулисами Google и Verizon спорили о правилах Сетевого Нейтралитета. Verizon был против, Google поддерживала этот проект. Затем произошла забавная штука. Google начала поддерживать точку зрения Verizon по этому вопросу! Если вы хотите найти мой первый пост, где я по-настоящему разозлен на Google, не стоит ходить дальше.
Это. Была. Полная. Долбанная. Херня.
Угадайте, что произошло несколько месяцев спустя? Благодаря альянсу Google/Verizon по этому вопросу, FCC решила, что с компромиссным видением Сетевого Нейтралитета она может и согласиться. Чтобы прояснить: Сетевой Нейтралитет был вышвырнут из мобильного пространства, потому что Google поддержала нелепую и ужасно спорную позицию по этому вопросу.
Враг открытого спектрума, превратившийся во врага Сетевого Нейтралитета, разделил ложе с Google благодаря бизнес-сделке. Вот так просто. Жадность, из-за нехватки другого слова — это хорошо.
Мы получили это всё благодаря стремлению Google к мировому господству Android. Я писал раньше, что они подписали сделку с дьяволом — я не шутил. Это так на самом деле. И это им сошло с рук!
Я думаю об этих вещах каждый день, когда я вижу позитивные новости об Android. Это просто прекрасно, что платформа, которая подсобила убогому Сетевому Нейтралитету и удержала контроль в руках операторов-зла, взлетает. Не ошибитесь: Android нынче лучший друг операторов.
Из-за того, что Google бестолково решилась на сделку с Motorola (подгоняемая полноценной патентной войной, за которую стоит больше винить Apple и Microsoft), и из-за того, что модель подходит только для крупнейших игроков, теперь вся надежда только на OEM-ы в борьбе против этого альянса операторов с Android.
В итоге, многие из OEM-производителей постараются создать свою собственную платформу (возможно, даже используя в качестве базы Android), потому что они не идиоты, и они видят, где реальные деньги: контроль над всеми ощущениями. Как это сделано у Apple.
Вся эта подоплека подогревает мою ярость. Когда я вижу, как Google говорит об открытости своей платформы, противопоставляя ее как альтернативу “закрытой” (и подающейся как “зло”) iPhone, мне хочется вопить и оторвать чью-то голову. Это не только самый выдающийся пример лицемерия, который я могу только вспомнить — это просто термоядерная херня.
Apple, при всем том говне, который они получают за “закрытость” и “зло”, на самом деле сделала больше для того, чтобы отобрать контроль у операторов и переложить его в руки потребителей. Google начинала с целью помочь в этой задаче, но затем всадили нам нож в спину, и пошла в совсем другом направлении, выбрав сторону операторов. И из-за того, что они ухмылялись все это время и кормили нас этой херней про открытость, мы им благодарны. Мы все еще говорим им “спасибо”!
Когда я думаю об этом в контексте сезона выборов, в который мы вступаем, прихожу к выводу, что это отличный политический маневр, который замутила Google с Android. Они взяли нечто, что на самом деле для нас плохо, и вывернули это таким образом, что большинство людей на самом деле верит в то, что для нас это хорошо.
И для операторов Android — это лучшее, что могло произойти, потому что это новый “опиум для масс”. Все говно, которое они делают — это хорошо, ведь они делают его в Android, ведь это же не iOS. Ну что это за хренотень?!
Я осознаю, что в команде Android в Google есть много хороших людей. Я знаю некоторых из них. Я уважаю их. Но я не могу уважать их решение продолжать работать над этой платформой, которая увековечивает наше рабство. Я считаю, что большинство просто решило не думать об этих вещах. Но им бы следовало задуматься хорошенько об этом.
Сложно спорить с тем, что у открытости есть свои преимущества — их много. Но в случае с Android термин “открытость” был украден и сильно деформирован для того, чтобы замаскировать темную сторону того, что на самом деле происходит. И это срабатывает.
Так что, дамы и господа, вот почему я ненавижу Android. Это не относится к самому продукту (который продолжает улучшаться каждый год и сейчас весьма хорош). Это относится к обещанию, которое было нарушено и смахнуто под коврик.
Как бы это безумно не звучало для некоторых из вас, кроме полноценного восстания производителей телефонов (что тоже может привести к выгоде операторов), наши надежды сегодня — это Apple и Microsoft.
Apple — потому что они ставят во главу угла потребителя и неоднократно уже доказывали, что они не гнутся под ерунду операторов, и часто будут работать против них за кулисами. И они контролируют магазины Apple для распространения (и, конечно же, App Store).
Microsoft — потому что у них есть модель (много телефонов у всех операторов), которая может потенциально вырасти даже больше, чем модель Apple, при этом давая контроль (в основном) пользователям. И у них есть Nokia, поддерживающая этот план. И у них есть пересечения с другими продуктами, вроде Xbox. (Хотя в США уже может быть слишком поздно).
[ad#intext-inside]
Возможно, для многих эта аналогия будет проще: я ненавижу Android по той же причине, что и Севериус Снейп ненавидел Гарри Поттера — сам его вид напоминал ему о чем-то невероятно красивом, что было утеряно. За исключением того, что это хуже. Это примерно как если бы Гарри Поттер вырос и стал Волдемортом.
Оригинал