И еще о здоровье Джобса

История со здоровьем Джобса имела продолжение — что, впрочем, вполне ожидаемо, поскольку тема довольно актуальная и толком разрешена она не была. Суть ее такова — журналисту New York Times, который готовил репортаж по этому поводу, неожиданно позвонил Стив Джобс, и, обозвав его нехорошим словом (slime bucket), предложил рассказать ему правду о своем здоровье. При одном условии — все, что Джобс ему расскажет, должно остаться между ними и не пойти в публикацию. Умеет же Джобс начать телефонный разговор:
«Это Стив Джобс. Вы считаете меня высокомерным (цензура), который думает, что он выше закона, а я думаю, что вы омерзительное ведро слизи, и большинство информации у вас неверно». (Какое именно слово использовал Джобс в том месте, которое вырезано цензурой, неизвестно).

Соответственно, мы до сих пор не знаем настоящего состояния здоровья Джобса, а знаем лишь то, что написал в итоге этот журналист, насколько он мог по результатам договоренности с Джобсом. (практически ничего). Альтернативная точка зрения, которая циркулирует в Интернете — это то, что здоровье Джобса — его личное дело, и нечего к нему лезть со своими грязными лапами. Не поймите меня неправильно — мне совершенно не хочется копаться и разбираться в результатах его анализов или в диагнозе. Мне просто хочется знать, что с Джобсом все в порядке, и что он сможет и дальше продуктивно работать и выдавать на-гора отличные продукты.
Пока что все, что известно — это какие-то «левые» сливы информации, что, де, с Джобсом все хорошо, да звонок Джобса журналисту, после которого он еще и ничего не может написать. Как-то все это выглядит очень неубедительно. Лично мне было бы достаточно официального пресс-релиза Apple — это уж точно бы расставило все точки над і. В нем можно было бы официально заявить, что «здоровье руководителя компании в порядке и он может выполнять свои обязанности», и на этом тема была бы закрыта. Все же пресс-релиз — это официальная бумага, и врать в нем точно никто не будет. Однако по какой-то причине Apple так не делает, и вместо это Джобс выбирает странный способ сообщить все одному журналисту, и все это выглядит не то, чтобы неубедительно, но еще и подозрительно.
Лучше всего эту тему, как мне кажется, освещает Дэн Лайонс (Dan Lyons), который в свое время был автором блога от имени «Фальшивого Стива Джобса». Дэн много лет работал в Forbes, сейчас перешел в Newsweek, и довольно хорошо разбирается в корпоративных коммуникациях. Я не буду переводить все статьи Дэна по этому поводу, приведу лишь несколько самых интересных пунктов из них:
– Представьте себе, что на месте Джобса — руководитель другой компании. Например, Стив Баллмер. Как вы думаете, сошло бы ему подобное с рук? Сначала появиться исхудавшим и выглядеть на 75 лет, затем сказать, что у него обычная простуда, или что у него специальная диета. Потом сказать, что никого не должно волновать, что Баллмер выглядит так хреново, а потом неожиданно запустить «слитую» информацию, что у него на самом деле была еще одна серьезная операция. А когда и это не сработало, Баллмер позвонил бы журналисту, обложил бы его матом, а потом сказал, что может рассказать о своем здоровье, но только при условии, что это не для печати. (Прим. пер — я тоже не могу себе представить, чтобы кто-то оправдывал Баллмера в подобной ситуации).
[ad#intext-inside]
– Согласившись на условия Джобса, Носера (Nocera, журналист из NY Times, которому позвонил Джобс), проиграл в игру Джобса. Что, если Джобс врет? Я не говорю, что он врет, но боги могут врать, особенно общаясь с простыми смертными. Подумайте о том, как Зевс смотрел на людей, и вы можете себе представить, как Джобс рассматривает практически любого в этом мире, кто не является Стивом Джобсом.
Если Apple соврала в пресс-релизе, или руководитель соврал в опубликованном заявлении, у компании будут проблемы. Но если все было «не для печати», кого тогда винить?
– Если вдруг окажется, что Джобс соврал, и кто-то из Комиссии по ценным бумагам захочет вызывать Носера в качестве свидетеля, New York Times будет сопротивляться этому. Даже если Носера захочет сказать миру, что же ему сказал Стив Джобс, он не может этого сделать. Он заключил сделку. Таким образом Стив Джобс пытается защитить курс акций, и донести до Волл Стрит то, что он хочет им сказать, и даже если это все окажется неправдой, у Стива и Apple теперь есть Носера и юридический отдел New York Times, которые стали их союзником и защитой.
– Так почему Носера согласился на этот “развод” Стива? Частично они застали его врасплох. PR отдел Apple не назначил интервью заранее и не дал ему времени подумать о правилах разговора и возможных последствиях. Вместо этого они провели атаку. Компании делают это иногда. У меня тоже такое бывало. Это практически всегда означает, что что-то не так.
– Но люди, которые хотят расставить все по местам о себе, не говорят «не для печати». Им это не надо. Они этого не хотят.
– Статья Носера не помогает акционерам, потому что давайте вспомним: Мы по-прежнему не слышали ни от Джобса, ни от Apple официально о том, что Стив не болен.
– Одна из многих ироний и противоречий об Apple заключается в том, что хоть компания и показывает модный, открытый образ миру, ее PR машина — самая скрытная, закрытая, сжатая и дисциплинированная среди других компаний в технологическом секторе, в том числе IBM. Чтобы понять, насколько странная IBM, расскажу вам как однажды я ждал лифта с представителем компании в Армонке, где расположена штаб-квартира IBM. Я спросил у него, просто так, чтобы заполнить паузу — бегает ли он. Он посмотрел на меня в панике и спросил «Зачем вам это знать?». А Apple даже страннее, чем IBM.
– Один из побочных эффектов скрытности Apple и общей странности — это то, что никто больше не верит в то, что говорит Apple. Могу поспорить, что инвесторы, которые нервничали по поводу здоровья Стива на прошлой неделе, по-прежнему нервничают. Может быть, даже еще больше, чем раньше.
– К сожалению, надо сказать, что неважно, насколько любима компания, рано или поздно любая компания попадает в сложную ситуацию. Когда-нибудь Apple понадобятся друзья среди журналистов, но я не уверен, что они у нее найдутся.
А еще Дэн прошелся по многочисленным фанатам Apple, которые поддерживают компанию и из-за которых Apple и Джобс позволяют себе вести себя подобным образом.
– Стив Джобс ведет себя как разбалованный ребенок, и вы не только терпите это, но и защищаете это поведение. Apple PR — надменная и грубая машина, а затем спотыкается в попытках обработать стандартную PR ситуацию — ситуацию, которая случается довольно часто в бизнес-мире, и которая является одной из причин, по которой у компаний есть PR отделы — а вы ее защищаете. Вы отказываетесь применять к Apple те же стандарты, что и к другим компаниям.
– Я могу понять, почему фанаты Apple не замечают недостатков продуктов Apple, или смотрят в другую сторону, когда у Apple случается лажа. Но совсем другое дело — терпеть, когда тебе врут и оскорбляют. Причина, по которой Стив Джобс и Apple остаются безнаказанными за подобное поведение — потому что никто ни разу не призвал их к ответу за их действия.
Отсюда, отсюда и отсюда
[ad#intext-end]